Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

Дореволюционное российское кино

#1

Просветительские фильмы, мультфильмы с жуками и агитки времен Первой мировой

#2
Братья Люмьер сняли свой первый фильм в 1895 году, а через год кинохроники появились и в России. Кто создал первый в стране полнометражный фильм, кто написал первую кинорецензию и кто стал основоположником отечественной мультипликации? Рассказываем, как развивался российский кинематограф до революции 1917 года.
#20
Кадр из фильма «Понизовая вольница» (1908 год)
#3

Первые синематографические ателье

#4
Самый первый фильм в России снял французский журналист Камилл Серф. В 1896 году он представлял в Петербурге и Москве компанию братьев Люмьер: сначала показал в обеих столицах несколько кинокартин, а затем снял торжества, которые проходили во время коронации Николая II. Эта лента считается первым в мире фильмом-репортажем.
 
Кинокартину с движущимся поездом показали не только в Петербурге и Москве, но и на Нижегородской ярмарке. Там ее увидел Максим Горький — и в России появилась первая кинорецензия, которую писатель опубликовал в газете под псевдонимом M. Pacatus:
#5
И вдруг что-то щелкает — все исчезает, и на экране появляется поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока.
#18
«Прибытие почтового поезда» (1896). Самый знаменитый фильм братьев Люмьер
#6
В том же году документальные хроники начал снимать известный российский фотограф Альфред Федецкий, обладатель множества императорских и зарубежных наград. Он выезжал на крестные ходы, показательные выступления казаков, спортивные мероприятия и другие события. Федецкий даже арендовал помещение и показывал свои небольшие фильмы публике. Однако первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года, а московский «Электрический театр» — спустя год.
 
В 1907 году в России началась эра художественного кино. Фотограф Александр Дранков вернулся из путешествия по Европе и открыл под своим именем «синематографическое ателье» — киностудию. Вскоре он выпустил картину «Понизовая вольница». Изначально кадры снимали, чтобы новаторски оформить пьесу, которую ставил Василий Гончаров, а потом Дранков сделал из этих сцен короткометражный фильм. Режиссер даже судился с Гончаровым из-за авторских прав, но тяжбу не выиграл. Сюжет «Понизовой вольницы» строился вокруг эпизода, в котором Степан Разин бросает в Волгу персидскую княжну. Роли в фильме исполнили актеры из Петербургского народного дома и массовка, а Михаил Ипполитов-Иванов, ректор Московской консерватории, написал музыку. Увертюру предполагалось играть во время демонстрации фильма в кинематографе.
 
Вторую российскую киностудию открыл военный в отставке Александр Ханжонков. С ним начали сотрудничать режиссеры Василий Гончаров, Петр Чардынин, Владислав Старевич. В 1909 году Гончаров снял картину «Вий» по мотивам повести Николая Гоголя. Она считается первым российским фильмом ужасов. А через год вышла его лента в том же жанре — «В полночь на кладбище». В ней сыграли будущие звезды дореволюционного кинематографа Александра Гончарова и Иван Мозжухин.
Спустя два года киностудия выпустила первую полнометражную ленту. Она называлась «Оборона Севастополя» и рассказывала о событиях 1854–1855 годов: затоплении в бухте российских кораблей, строительстве батарей, важнейших сражениях, гибели адмиралов Владимира Корнилова и Павла Нахимова, работе хирурга Николая Пирогова. Картина включала и документальные съемки — кадры с британскими, французскими и русскими ветеранами, которые посещали места былых боев.
#23
Кадр из фильма «Ухарь-купец» (1909)
#7

Мультики, познавательное кино и «Русская золотая серия»

#8
В 1912 году на экраны электротеатров вышел первый в мире сюжетный мультфильм. Ленту «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» снял Владислав Старевич. Для работы он использовал жуков, которых раньше собирал для домашней коллекции. В этот и следующий год Старевич выпустил еще несколько работ — «Авиационная неделя насекомых», «Стрекоза и муравей» и «Рождество у обитателей леса», который журнал «Вестник кинематографии» назвал «самой прелестной рождественской сказкой этого сезона, приноровленной к детскому пониманию».
#10
Естественно, сначала насекомое нужно соответственно подготовить. Не так уж трудно пропустить сквозь лапки тонкую проволочку, прикрепив ее воском к туловищу. Я сделал из пластилина «поле битвы», чтобы иметь основание, в котором держались бы лапки насекомого. С движениями жуков трудностей не было. Продумав будущую схватку рогачей, я набросал основные позы. При съемке я делил каждое движение на ряд фаз. Для каждого кадра устанавливал свет.
Владислав Старевич
#21
Кадр из фильма «Понизовая вольница» (1908)
#11
Ленту по басне Ивана Крылова даже показывали цесаревичу Алексею. Режиссер Борис Михин позже писал о ней: «Картина с огромным успехом прошла по всем экранам России, была продана на все европейские рынки и даже в Америку, вызвала всюду восторженные отзывы и удивление».

Акционерное общество Ханжонкова выпускало на экраны и просветительское кино — фильмы о сельском хозяйстве и промышленности тех лет, медицинские картины, ленты о традициях народов России. Кинематографисты даже ездили в Арктику, чтобы отснять сцены там.

В 1913 году открылись еще две крупные кинокомпании — Товарищество Иосифа Ермольева и фирма «П. Тиман и Ф. Рейнгардт». А в отечественном кинематографе появилось новое направление — экранизация классики. Для компании Пауля Тимана и Фридриха Рейнгардта Яков Протазанов и Владимир Гардин сняли «Русскую золотую серию» по книгам Александра Пушкина, Льва Толстого, Ивана Тургенева, а также биографии писателей. В этой серии дебютировал и режиссер Всеволод Мейерхольд, хотя экранизировал он зарубежное произведение — «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда.
 
Для студии Ермольева Протазанов снял картину по пушкинской повести «Пиковая дама». С ним над фильмом работал оператор Евгений Славинский, приемы которого позже стали классическими. Славинский первым начал снимать кадры движущейся кинокамерой и ночные сцены. Главные роли в фильме сыграли Иван Мозжухин и Вера Орлова.
#13
Я безмерно волновалась, готовясь к роли Лизы. Тут была настоящая, большая работа, хотя, правда, эта роль по сценарию и была сильно урезана, тем не менее я играла ее с трепетом.
Вера Орлова
#14

Кинематограф времен Первой мировой войны

#15
В 1914 году Россия стала участницей Первой мировой войны. Некоторые работники кино отправились на фронт, некоторые были сосланы, потому что имели немецкое происхождение. Однако иностранные ленты из Европы в Россию почти не привозили, так что отечественных картин стали снимать больше.
Скобелевский комитет — благотворительная организация, которой покровительствовал Николай II, — открыл Военно-кинематографический отдел. Его сотрудники выпускали документальные и художественные патриотические фильмы и имели монополию на съемки на полях сражений. Однако популярными эти военные хроники не стали: операторам было тяжело работать (не было портативной техники), а царская цензура строго относилась к отснятому материалу.
 
Владислав Старевич поставил по заказу комитета мультфильм «Лилия Бельгии», который рассказывает о стране, захваченной немцами. В анимации участвовали актеры и присутствовали традиционные для работ Старевича анимационные персонажи-насекомые.
 
В 1915 году агитационную патриотическую ленту «Всколыхнулась Русь сермяжная и грудью стала за святое дело» снял режиссер Борис Светлов. Картина рассказывала о военном подвиге простой деревенской девушки, жених которой пропал без вести. Героиня отправилась на фронт, чтобы разыскать его, стала разведчицей и попала в плен. Однако ей удалось сбежать и выполнить задание, хоть она и была ранена. А после девушка встретилась с женихом в госпитале и вместе с ним возвратилась домой. Для фильма создавали специальные звуковые эффекты, которые воспроизводились в кинотеатрах во время показов. В Первую мировую войну на фронт действительно отправлялись многие женщины: одни лечили раненых и ухаживали за ними, а другие воевали наравне с мужчинами. Были даже подразделения из одних женщин: считалось, что, воюя, они поднимают боевой дух солдат-мужчин.

В кинематографе существовало и обратное направление — картины, которые агитировали прекратить военные действия. Одну из таких лент — «Последний нынешний денечек» — снял Петр Чардынин. Сюжет фильма-песни построен на одноименной рекрутской народной композиции. Ее пели во многих регионах России, когда провожали на службу солдат:
#22
Кадр из фильма «Оборона Севастополя» (1911)
#16
Последний нонешний денечек
Гуляю с вами я, друзья,
А завтра рано чуть светочик
Заплачет вся моя семья.
<…>
Крестьянский сын давно готовый,
Семья вся замертво лежит.
Отцовско каменное сердце,
А мать в постелюшке лежит.
#17
У фильма кольцевая композиция: вначале Петр Чардынин показал сцены, в которых родные провожают солдат воевать. Затем постановочные кадры сражений, госпиталь, похороны и снова — проводы, только уже других военных.

Считается, что расцвет российского дореволюционного кино пришелся именно на годы Первой мировой войны. Режиссеры снимали множество фильмов, один лишь Петр Чардынин выпустил в 1915 году 35 лент. Появлялись новые киностудии, стали популярными актерами Вера Холодная, Иван Перестиани, Витольд Полонский, а профессиональных журналов, посвященных кинематографу, в стране выходило целых одиннадцать.

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%