Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

Что такое соцреализм

#2
После революции и Гражданской войны молодому советскому государству для успешного строительства коммунизма потребовалось особенное искусство — простое и понятное каждому, а главное — не противоречащее идеологии. Такому искусству нужен был особенный метод, и им стал соцреализм.
#3

«Гонит художника к пролетариату». Откуда взялся соцреализм

#4
Социалистический реализм как творческий метод стал оформляться в начале 1930-х годов, но его идеология была заложена на два десятилетия раньше. Писатель Анатолий Луначарский еще в 1906 году использовал понятие «пролетарский реализм», а в 1907-м опубликовал в журнале «Вестник жизни» статью «Задачи социал-демократического художественного творчества».

Луначарский писал:
#5
Во-первых: социал-демократическое искусство возможно в том же смысле, как христианское искусство, буддийское или эллинско-языческое. С этим граничит и второе: каждый класс имеет свое миросозерцание и мироощущение. <…> Художнику трудно побороть свое интеллигентское болезненное отвращение к коллективизму, к массовому принципу, который преобладает в учении и практике социал-демократии. Но предрассудок относительно противоречия между коллективизмом и истинным индивидуализмом так ясен и так нелеп, что экономическая стихия разобьет его как хрупкую игрушку. А она гонит художника к пролетариату.
#6
Пролетарский художник, по мнению Луначарского, должен был анализировать общество и вскрывать его проблемы, как нарывы. Но делать это следовало для исцеления, а не для того, чтобы напугать человека или ввергнуть его в уныние. Художники изображали рабочий быт — но не нищету, а «боевую сторону пролетарской жизни», где основными мотивами становились борьба, упорство, новаторство, титанические усилия и присущие им радость и гнев.
#7

В интересах пролетариата

#8
В первое десятилетие после революции формировались новые художественные объединения. В 1922 году появилась Ассоциация художников революционной России (АХРР), которая вобрала в себя Товарищество передвижников под руководством Павла Радимова. Ассоциация взяла курс на реализм передвижников: главной темой стал быт Красной армии, рабочих, крестьян, революционных деятелей. Художники стремились создать такое искусство, которое было бы понятно, доступно и близко «трудящимся массам», при этом не вызывало бы отторжения и критики со стороны властей. Авангардное искусство отрицало традиции, назидательность и идейность реализма, поэтому его объявили «вредными измышлениями».

Постепенно к АХРР присоединялись известные мастера: Митрофан Греков, Исаак Бродский, Борис Кустодиев, Илья Машков, Кузьма Петров-Водкин и другие. В 1931 году на основе этой организации была создана Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ), которая боролась за чистоту пролетарского искусства и агрессивно делила художественные течения по классовому признаку.

Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) появилась в 1925 году. Ее лидерами и вдохновителями стали Дмитрий Фурманов, Александр Фадеев, Владимир Ставский и другие советские литераторы. Большинство руководителей не имело пролетарского происхождения. Рапповские писатели говорили об общественно полезной литературе, пытались сделать из писателей передовиков производства и не уважали так называемых «попутчиков» — непролетарских литераторов, поддерживающих революцию. Они часто выступали против авторов, которые не подходили под критерии настоящего советского писателя. К 1930 году все другие литературные группировки были разгромлены, вместе с тем усилились разногласия внутри самой РАПП.
 
Но буквально через пару лет РАПХ, РАПП и другие мелкие организации перестали существовать.
#9

«Пишите правду, правдиво отображайте нашу действительность»

#10
В апреле 1932 года Центральный комитет Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) выпустил постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». В нем власть раскритиковала работу РАПХ, РАПП и других организаций — и ликвидировала их. В мае того же года в «Литературной газете» вышла статья советского литературоведа Ивана Гронского «О социалистическом реализме».
#11
Было очень много группочек, но мало творческого соревнования. А надо больше заниматься литературой, творчеством. <…> Основное требование, которое мы предъявляем к писателям, — пишите правду, правдиво отображайте нашу действительность.
Иван Гронский, «О социалистическом реализме»
#12
С 1932 по 1934 год термин «социалистический реализм» постоянно пропагандировали в печати. Иван Гронский вместе с Максимом Горьким вошел в организационный комитет, который должен был создать новый союз писателей.

В 1934 году Горький выступил на Первом съезде советских писателей, где в докладе впервые официально использовал термин «социалистический реализм». На съезде присутствовали лучшие представители советской литературы — около 600 делегатов и иностранные гости. С докладами выступали Самуил Маршак, Алексей Толстой, Юрий Олеша и другие. Делегаты приняли устав Союза писателей СССР, в котором назвали социалистический реализм основным методом молодой советской литературы.
#13
Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма.
Из устава Союза советских писателей, 1934 год
#14
15 апреля 1931 года в Москве прошла первая выставка общества «Союз советских художников». С 1932 года стали появляться объединения художников республиканского, краевого, областного и городского масштаба, а единый Союз художников СССР был создан только в 1957 году. Все они практически единогласно приняли социалистический реализм.
#15

Главные правила соцреализма

#17
У соцреализма, который постепенно становился всеобщим и обязательным методом советского искусства, сформировались ключевые принципы:

— народность — предписывалось использовать общепринятые образы, понятные трудящимся;
— идейность — искусство должно было показывать мирный быт, героические поступки, пути, которые ведут к лучшей жизни и победе коммунизма;
— конкретность — искусство демонстрировало процесс исторического развития, который соответствовал материалистическому пониманию истории. Бытие соцреалиста определяло сознание, и это бытие он переносил на холсты и в тексты книг.

Расцвет метода пришелся на 1930–50-е годы. Его важной идеей стал социальный заказ. Советское государство относилось к культуре как к средству воздействия на население: оно заказывало произведения и отвергало те, что считало чужеродными. Не всегда это был прямой заказ: художники могли создавать картины, а писатели — романы по собственному желанию и вдохновению. Но над ними существовали критики и чиновники государственных комиссий, которые были вольны пропустить произведение, забраковать его или заставить переделать так, чтобы оно подходило под идеологические нужды. Советский художник должен был писать то, что нужно государству. Так создавалось однородное идеологическое пространство, которое почти не оставляло места индивидуальности.
#22
1 / 3
Машков И.И. Колхозница с тыквами. 1930. Музей имени И.И. Машкова
#18

«Знатные люди Страны Советов». Сюжеты, приемы, формы нового искусства

#19
Центральным действующим лицом соцреализма были советские люди — как реальные личности, так и одобренные партией собирательные образы: веселые колхозницы-труженицы, сильные рабочие, передовики производства, румяные спортсмены-физкультурники с идеальным телом.
 
На монументальном полотне «Знатные люди Страны Советов», которое в 1939 году создала бригада художников под руководством Василия Ефанова, изображены 60 человек — в том числе летчики Валерий Чкалов и Валентина Гризодубова, шахтер Алексей Стаханов и ткачиха Дуся Виноградова, акын Джамбул, писатель Алексей Толстой, хирург Николай Бурденко. Все портреты писали с натуры. Панно было создано для советского павильона Международной выставки 1939 года в Нью-Йорке. Групповые и одиночные портреты соцреалистов прославляли выдающихся людей и демонстрировали трудящимся, что при социализме не нужно иметь благородное происхождение, чтобы стать знатным. Достаточно много работать.

У государства-заказчика, а значит, и у трудящихся были популярны историко-революционные сюжеты. На таких картинах не существовало идеологических полутонов: революционное добро всегда побеждало контрреволюционное зло. Например, на картине Бориса Иогансона «Допрос коммунистов» белые офицеры сидят к зрителю спиной и находятся в тени, а герои-коммунисты стоят на свету, развернув плечи. На другом известном полотне — «На старом уральском заводе» — Иогансон снова использовал свет как средство художественной выразительности: фигура рабочего подсвечена целиком, а грузный хозяин завода почти полностью спрятан в тень.
 
Кроме героя, социализму требовались еще две вещи — изобилие и масштаб. На больших тяжелых полотнах всегда много всего, ведь изобилие — это признак близкого счастливого будущего, которое наступает прямо сейчас. Это и метровые мешки с пшеницей на полотне советской и украинской художницы Татьяны Яблонской «Хлеб», и всевозможные булки, плюшки, пирожные на картине Ильи Машкова «Советские хлебы». На картине «Колхозница с тыквами» Машков объединил героиню и изобилие: могучая и грубоватая женщина без труда несет две огромные яркие тыквы.
 
Масштаб проявлялся и в форме, и в сюжетах. Изображали покорение целины и «великие стройки коммунизма»: строительство ДнепроГЭС и Братской ГЭС, Байкало-Амурской магистрали. В портретах масштаб личности персонажа подчеркивали через фоновый пейзаж. Например, Федор Шурпин на картине «Утро нашей Родины» (1946–1948) изобразил Иосифа Сталина на фоне светлой зелени, переходящей в распаханные поля, за которыми вырастают дымящие заводы и линии электропередачи.
 
Полотна соцреалистов почти всегда большие по размеру, это отличительная черта метода. Например, известная работа Александра Дейнеки «Оборона Севастополя», созданная в 1942 году, в высоту была 200 сантиметров, в ширину — 400. На фоне темно-красного дымного зарева хорошо сложенные, мощные советские матросы в белоснежной форме бросались в атаку на серых фашистов. Автор расставил цветовые акценты так, что любой зритель мог понять, кто на картине положительный персонаж, а кто отрицательный.
#20

Несбывшееся будущее соцреализма

#21
Каждый период задавал главному художественному методу государства новые параметры. Еще в 1920-е годы личность Владимира Ленина породила Лениниану — множество книг, картин, скульптур и памятников, кинофильмов, театральных постановок, песен, посвященных вождю пролетариата.

Возвеличивание Иосифа Сталина создало иконографический образ вождя и стерло из книг, с картин и фотографий врагов его режима. Так, один из вариантов монументальной работы Александра Дейнеки «Стахановцы» пропал из обращения, поскольку на нем был изображен селекционер и генетик академик Николай Вавилов. Ученого арестовали в 1940 году по сфабрикованному делу о вредительстве, а в 1943-м он умер в заключении.

После XX съезда КПСС, на котором был разоблачен культ личности Сталина, уже его изображения стали исчезать из художественного пространства. Если в 1951 году на картине Анатолия Волкова «1 сентября» портрет вождя народов еще смотрел на девочку со стены, то в варианте середины 1950-х он исчез.
 
В том или ином виде соцреализм существовал до самого распада СССР в 1991 году, хотя со временем его потеснили другие течения: стало сильнее неофициальное искусство, появились шестидесятники и самиздат, а из-за рубежа проникала западная культура. За время существования соцреализм повлиял на все без исключения виды искусства Советского Союза и во многом на зарубежных авторов-коммунистов, например на немецкого драматурга Бертольта Брехта и чилийского поэта Пабло Неруду.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%