Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

Антон Чехов: жизнь и творчество в Ялте

#2
В 1899 году Антон Чехов переехал в Ялту. Это время в его творчестве считается одним из самых плодотворных. Как писатель сменил место жительства, почему ему не нравилась Белая дача и что он писал о своей крымской жизни друзьям — рассказываем в статье.
#3

Жизнь Чехова до Ялты: предпосылки переезда

#4
В 1890 году Антон Чехов вернулся из большого путешествия на остров Сахалин и остановился в двухэтажном флигеле на улице Малая Дмитровка в Москве. Здесь он в основном работал над большими путевыми заметками по мотивам недавней поездки, которые так и назвал: «Остров Сахалин». В этот же период, с 1890 по 1892 год, Чехов написал рассказы «Палата № 6», «Попрыгунья» и «Дуэль».

В 1892-м он купил имение Мелихово неподалеку от подмосковного города Лопасня (сейчас — город Чехов). В это время Антон Чехов совмещал литературную деятельность с врачебной практикой в Москве. Однако здоровье писателя ухудшалось: обострился туберкулез, участились легочные кровотечения. И по настоянию врачей Чехов начал ездить в Крым.

Отсюда он писал другу, писателю и литературному критику Алексею Суворину:
#5
Доктора определили верхушечный процесс в легких и предписали мне изменить образ жизни. Всё! Финита! Бросаю уездные должности, покупаю халат, буду греться на солнце и много есть.
#6
Однако постоянно жить в Крыму Чехов не планировал.

Все изменилось весной 1897 года. Очередное легочное кровотечение было таким сильным, что Чехова определили в больницу. Окончательно подтвердилось, что болезнь прогрессирует. Осенью 1898-го Антон Чехов вновь поехал на Южный берег Крыма, в Ялту. Там он присмотрел имение Кучук-Кой и написал сестре Марии:

«Имение маленькое, всего 3 десятины; ни о каком хозяйстве конечно не может быть речи… И если покупать это имение, то лишь для забавы, для летнего и осеннего времяпрепровождения, так сказать, для пейзажа. <…> …Местные доктора настойчиво советуют завести себе маленький домик и в Ялте. Такой домик, чтобы, уезжая, можно было запирать его и брать с собой ключ. Здешний банк дает деньги на дом, и я уже подглядел землю; маленький пуп земли с превосходным видом на море и горы, но с этим надо подождать… Если не куплю имения, то примусь за дом немедля».

Приобрести имение Чехов хотел в основном для семьи, о чем и сообщил в конце письма: «Имение я купил бы главным образом… для тебя и для братьев, чтобы было вам куда приехать. А потому думайте. Если не нужно, то я не куплю».

В октябре 1898 года умер отец писателя. Матери и сестре Чехова было тяжело оставаться в Мелихове — сомнения по поводу переезда отпали. Однако небольшое имение не вместило бы всю семью. Поэтому писатель взял ссуду в банке и выкупил участок земли на окраине Ялты. Проект здания подготовил знакомый Чехова, архитектор Лев Шаповалов. И 20 ноября 1898 года Антон Чехов начал строить дом под Ялтой.
#7

Новое место: «Не дом, а волшебство»

#8
С одной стороны, писатель смирился с необходимостью жить на юге и даже воспринял переезд как радостные перемены. С другой — ему хотелось жить в Москве, в привычной обстановке. Врачу Павлу Иорданову писатель говорил: «Я не знаю, что с собой делать. Строю дачу в Ялте, но приехал в Москву, тут мне вдруг понра­вилось… и я нанял квартиру на целый год, теперь я в деревне, квартира заперта, дачу строят без меня — и выходит какая-то белиберда».

Еще в начале 1899-го стало очевидно, что первоначальной суммы на постройку дома не хватит. Чтобы выручить еще 75 тысяч рублей, Чехову пришлось подписать договор на 25 лет и продать издателю Адольфу Марксу права на все свои произведения — уже созданные и еще не написанные.

Дом строили около года. Подрядчик Бабакай Кальфа присылал писателю подробные отчеты и сметы. В июле 1899 года Чехов приехал в Ялту и отправил весточку сестре:
#9
Ялтинский дом очень хорош. Лучше и не надо. Комнаты малы, но это не бросается резко в глаза. Виды со всех сторон замечательные, а из твоей комнаты такие виды, что остается пожалеть, что этого дома у нас не было раньше. Флигель готов совершенно… Комната для мамаши тоже очень хорошая. Одним словом, не дом, а волшебство.
#10
В сентябре Чехов вместе с матерью и сестрой окончательно перебрались на новое место. Вокруг дома разбили сад. Писатель проводил в нем много времени: высаживал деревья и цветы, ухаживал за ними. По чеховской задумке, в саду должны были отцветать одни растения и зацветать другие, чтобы круглый год сохранялось ощущение весны. Этой идеей он поделился в одном из ноябрьских писем 1899 года с режиссером и драматургом Владимиром Немировичем-Данченко: «Сад будет необыкновенный. Сажаю я сам, собственноручно. Одних роз посадил сто — и все самые благородные, самые культурные сорта, 50 пирамидальных акаций, много камелий, лилий, тубероз и проч. и проч.».

Прообразом вишневого сада в пьесе Чехова стал именно ялтинский сад. Новое увлечение позволяло писателю отвлечься от мыслей о здоровье и невозможности надолго вернуться в Москву. Сохранилось немало писем друзьям и жене, где он подробно описывает, как облагородил ялтинскую дачу. В одном из них Чехов даже написал: «Мне кажется, что я, если бы не литература, мог бы быть садовником».
#18
1 / 4
А.П. Чехов в своем саду в Ялте. 1963. Белгородская государственная научная библиотека
#11

Белая дача: «Идти некуда, поговорить не с кем и работать не для чего»

#12
Дни, когда Чехов не был занят садом, он полностью посвящал литературной деятельности. Кроме «Вишневого сада», в Ялте он написал пьесу «Три сестры», рассказы «Ионыч», «Случай из практики», «Дама с собачкой», «Душечка», «Новая дача», а также трилогию «О любви», «Крыжовник» и «Человек в футляре».

Писателя по-прежнему интересовала жизнь простых людей, эту тему он перенес и в ялтинские произведения. Но в них больше размышлений о скуке и бессмысленности происходящего, несбывшихся надеждах и разочарованиях — сказывалось настроение самого Чехова. Он оказался вдали от московских и петербургских творческих кругов, к самой Ялте писатель так и не привык, а выезжал из нее редко и ненадолго. Его раздражал шумный курортный сезон, южная природа, погода осенью и зимой и даже еда.

Ялтинский врач Исаак Альтшуллер писал об этом жене Чехова Ольге Книппер: «Питался Антон Павлович, по его собственным словам, очень плохо, мне кажется, иногда он ничего не ел. То, что готовилось и подавалось, ему не нрави­лось; принять меры, чтобы это было иначе, он не хотел и говорил, что это бесполезно и что сделать ничего нельзя».

Кроме этого, оказалось, что зимой на новой даче холодно. Из окон дуло — не помогли даже заказанные в Москве плотные шторы. По ночам температура в доме опускалась до 11–12 градусов. Спать приходилось в теплой одежде, писать было трудно: мерзли пальцы.
#13
Сейчас сажусь писать, буду продолжать рассказ, но писать, вероятно, буду плохо, вяло, так как ветер продолжается и в доме нестерпимо скучно.
Антон Чехов
#14
На настроение писателя влияла и долгая разлука с женой, Ольгой Книппер-Чеховой. Они обвенчались в мае 1901 года, в том же году Книппер-Чехова стала ведущей артисткой Московского Художественного театра. Она играла в спектаклях и не могла надолго покидать Москву. Антон Чехов писал ей: «Не знаю, что сказать тебе, кроме одного, что я уже говорил… и буду говорить… что я тебя люблю. Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству».
 
В разное время на Белой даче, которую местные жители прозвали так за цвет стен, побывали многие известные писатели, художники и театральные деятели. В гости к Чехову приезжали Лев Толстой, Александр Куприн, Максим Горький, Иван Бунин, Илья Репин и Исаак Левитан. В ответ на слова Чехова «с каким чисто телячьим восторгом я пробежался бы теперь в поле, около леса, около речки, около стада» Левитан даже написал для Чехова пейзаж «Стог сена», который до сих пор висит над камином в кабинете писателя.

Здоровье Чехова становилось хуже. Но самым тяжелым, по словам писателя, было ощущение, что он находится «в стороне от жизни» и не чувствует отклика на свои произведения: »…какая скука, какой это гнет — ложиться в 9 час. вечера, ложиться злым, с со­знанием, что идти некуда, поговорить не с кем и работать не для чего, так как все равно не видишь и не слышишь своей работы. Пианино и я — это два предмета в доме, проводящие свое существование беззвучно и недоумева­ющие, зачем нас здесь поставили, когда на нас тут не­кому играть».
#15

1904 год: последняя постановка и последние слова

#16
В январе 1904 года в Московском Художественном театре впервые поставили «Вишневый сад». Театральная труппа планировала поздравить Чехова с 25-летием литературной деятельности, поэтому режиссеры Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский пригласили писателя на премьеру. Это была пятая и последняя пьеса, которую поставили при жизни автора. Ольга Книппер сыграла Раневскую.

Отзывы на пьесу были неоднозначными. Произведение подали как драму. Однако писатель подчеркивал, что задумал «Вишневый сад» как комедию: все диалоги в пьесе нелепы и бессмысленны, в ней много неловких пауз, что должно было превратить пьесу в фарс. А такое прочтение стало невозможным при драматическом восприятии. Иван Бунин и Максим Горький ругали Чехова за отсутствие новизны и неправдоподобность.
 
В отличие от постановщиков, Ольга Книппер обращалась к Чехову за советами, когда готовилась к спектаклю. В большой переписке о Раневской Книппер подробно расспрашивала о ее характере, речи и манере держать себя: «По технике это адски трудная роль. Спасибо, милый мой супруг. Задал ты мне задачу. У меня теперь ни минуты нет покоя. Можешь меня ревновать к Раневской. Я только ее одну и знаю теперь». Но позже она сумела сыграть ту легкость, которую в Раневской задумал Чехов.

По дороге на премьеру «Вишневого сада» писатель сильно простудился. В следующие несколько месяцев его здоровье резко ухудшилось. Летом 1904 года Чехов с женой отправились в последнее путешествие — в немецкий курортный городок Баденвайлер, где писателю было назначено лечение.

Однако оно не помогло: 15 июля 1904 года Чехов умер. О последних минутах его жизни сохранились воспоминания самой Книппер:
#17
В начале ночи Чехов проснулся и первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): «Ich sterbe». Потом повторил для студента или для меня по-русски: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского…» — покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%