Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1

Владимир Донатович Орловский(1841 — 1914) — русский живописец украинского происхождения, академик (с 1874 года) и профессор (с 1876) Императорской Академии художеств и один из наиболее известных и востребованных живописцев своей эпохи: критика последней четверти XIX века представляла В.Д. Орловского «универсальным» мастером: В.В. Стасов отмечал, что художнику в равной мере давались «неаполитанские и крымские, среднерусские и северорусские пейзажи, лес и берег морской, парк и покос…». Ещё до поступления в Академию (в 1861 году) молодой автор уже успел познакомиться с техникой масляной живописи, а также поучиться у пейзажиста И.М. Сошенко.


В Академии учителем В.Д. Орловского был А.П. Боголюбов — мастер батальной марины, многие полотна которого отличаются графической детальностью и тщательностью, тонкостью в передаче световоздушной среды. Поэтому не случайно возникшим выглядит и суждение современников о том, что в своих морских пейзажах В.Д. Орловский скорее примечателен детальностью рисунка, нежели колоритом (этот взгляд предложен и в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона).


Пейзаж «Закат над рекой. Рыбаки» из собрания Сочинского художественного музея им. Д.Д. Жилинского — датируемый крайне широко, второй половиной XIX века — стилистически тяготеет к периоду с середины 1880-х по начало 1890-х годов, когда главным мотивом, интересующим художника, являлось именно водное пространство, раскрытое панорамно, а колорит нередко определялся вниманием к переходным временам суток и глубоким затемнениям. Порой в живописи В.Д. Орловского этого периода фигура тесно связывается с пейзажем, вовлекаясь в светотеневую среду — именно фигуры на фоне природных панорам затемняются, обретая роль важных пластических и композиционных акцентов, но при этом отделяясь от более освещённого пространства на заднем плане. 

#2
В.Д. Орловский. Закат на берегу моря. Рыбаки. 1884. Харьковский художественный музей
Подобный приём уже виден в картине «На берегу моря» 1884 года из собрания Харьковского художественного музея: именно находящиеся в тени, почти силуэтные фигуры человека и собаки помогают автору раскрыть, как бурная светотень облаков воздействует на природный ландшафт — но вместе с тем ввести в картину наблюдателя, а несколько плавным наклоном фигур задать мелодику картины (при помощи одной линии фигуры показать неспешность и упругость ветра, а следовательно — волн и облаков). 
#3

В «Закате над рекой» (название позднейшее, поэтому не исключено, что изображён закат над морем) — подобный приём применён в несколько ином ключе: фигуры затеняются вместе со всем передним планом, и цветом насыщаются лишь отражения неба в воде. Однако фигуры, данные в сложных позах и разворотах, задают уже скорее настроение пейзажа: иногда это происходит за счёт белых пятен в одеждах, иногда — за счёт того, что голова фигуры, поднимаясь выше линии горизонта, разнообразит ритм целиком всей композиции. То есть вместо того, чтобы включать фигуры как дополнительный элемент, как стаффаж — В.Д. Орловский отводит им важнейшую роль, благодаря фигурам организует и развивает композицию и колорит. Фигуры, пусть и не большие, задают также вертикальный ритм композиции: они прерывают мерные горизонтальные силуэты песчаных кос. Два мужчины, расположенные почти симметрично друг относительно друга (мужчина в шляпе справа и выходящий из воды слева) ещё и «замыкают» пейзаж, оказываются кулисами. А верх мужской фигуры в шляпе своим силуэтом рифмуется с очертаниями башни вдали.


Ещё пенсионером во время пребывания во Франции В.Д. Орловский заметил в своих записках: «…натуру писать можно, как её видишь, без всяких условностей и теорий». Зная об исканиях барбизонцев и затем импрессионистов, художник, тем не менее, избегал какой-либо теории, равно как и двигался по пути переосмысления академических концепций идеальной природы. Возможно, поэтому фигуры у него появляются не как условное прибавление к идеальному, универсальному природному виду — а как достаточно целостный мир, как реалистическая обыденность, неотрывная от пейзажа. Для В.Д. Орловского была важна естественность работы: мастер не должен «насиловать форму», вносить что-либо постороннее в образ природы. 
#8
Однако в более ранних работах, как в картине «Вечер. Берег моря»хотя и встречается водная панорама, хотя и показано переходное состояние природы (начинают розоветь перед закатом облака, что отражается на решении колорита) — но земля и небо не раскрываются в контрасте светлого и тёмного, не сопоставляются столь резко, как в произведениях 1880-х; фигуры не погружаются в тень, хотя одна фигура силуэтно подчёркнута на фоне моря и создает вертикальный акцент. Все перечисленные черты — свойственны, судя по живописи художника, именно периоду с середины 1880-х.
#9
В.Д. Орловский. Вечер. Берег моря. 1874. Севастопольский художественный музей им. П.М. Крошицкого
#5

«Закат над рекой» — уже полотно, где пейзаж развивается как затемнённая композиция из выделенных фигур на фоне мрачного, но насыщенного цветом неба. Интересно, что мазок, которым вылеплены кромка туч и диск солнца, в картине из Сочинского музея выпукл, объёмен — в чём тоже видится постепенный уход В.Д. Орловского от академизма с его сглаженным письмом.


Справедливо подчёркивают (к примеру, в монографии Н. Васильевой) и мастерство В.Д. Орловского выстраивать выразительную и эффектную, почти драматургическую композицию облаков — так же, как и умение включать в пейзаж тщательно проработанные фигуры. Плавно, слоями, словно по кругу накатывающиеся друг на друга облака в «Закате над рекой» выводят в качестве основного центра именно группу фигур справа: эта группа наименее тесно, наиболее свободно расположена в пространстве, и само пространство вокруг группы — одно из самых светлых мест в картине. А как раз из-за такого выделения группы справа — обращается внимание зрителя и на человека в шляпе, о чьем значении в композиции говорилось ранее. 
#6
В.Д. Орловский. Купание коней. 1890. Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Похожую последовательную связь между пластикой затемнённых фигур, объемами облаков и колоритом можно наблюдать в «Купании коней» 1890 года, где группа лошадей порождает круговое движение, откликающееся в изгибе облака.

#7

«Закат над рекой. Рыбаки» — вероятно, одна из характерных работ того периода в творчестве В.Д. Орловского, когда художник искал способы создания новых схем и приёмов в рамках той академической традиции, которой он, тем не менее, продолжал придерживаться на протяжении всего своего пути.

#10
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Закат над рекой. Рыбаки

Dimensions
32,7x54 cm
Technique
холст, масло
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%