Годы жизни Максимилиана Пфайлера, который в 1683 году стал членом гильдии живописцев Малой Страны в Праге, точно не установлены. Однако он известен как автор большого числа произведений, многие из которых подписаны — иногда полным именем художника, а иногда лишь его монограммой из латинских букв МР. Московская картина, имеющая полную подпись и дату (Max. Pfeiller. fecit. 1691.) является самым ранним из известных на сегодняшний день произведений этого живописца. Известность Пфейлер получил в Риме, где учился у Христиана Берентца (1658–1728), а затем работал, создавая близкие ему натюрморты с цветами и фруктами на фоне пейзажей.
Запечатленный на московской картине тип натюрмортной композиции с восточным ковром, фруктами и музыкальными инструментами был введен в моду римским живописцем Франческо Нолетти, прозванным Мальтезе, и в XVII веке получил распространение не только в Италии, но и за ее пределами. Пфайлер рано познакомился с итальянскими образцами, из которых заимствовал прежде всего общие принципы построения композиции. Возможно, эти образцы стали известны ему еще в Праге.
В сравнении с другими работами мастера в этом натюрморте, написанном на тёмном фоне, в распределении пластических масс отсутствует четкость, а в колорите — цветовая нюансировка, что характерно для ранней манеры художника. Такой натюрморт еще сохраняет особенности живописного письма, свойственного немецким мастерам XVII столетия. Композиционная схема, заимствованная из итальянской живописи, находит иное живописное воплощение. Темный, плоский фон лишает пространство картины трехмерности; предметы, плотно заполняя пространство, поднимаются друг над другом; для передачи объема и фактуры используется рельефное, пастозное наложение краски локального цвета — то есть те приемы живописи, которые выдают руку немецкого мастера. Свет, мерцающий в темноте на поверхности стекла, дерева и ткани светлыми бликами, придает картине ощущение таинственности.
Изображенное на картине сочетание предметов может представлять аллегорию пяти чувств: зрения — палитра с красками, слуха — музыкальные инструменты, обоняния — цветы, вкуса — фрукты, бокал с вином, осязания — ворсистый восточный ковер. Под влиянием религиозного мировоззрения чувства ассоциировались с грехом, и художники интерпретировали эту тему как аллегорию бренности земных наслаждений, либо как олицетворение Благоразумия и Умеренности, в качестве предостережения от излишеств наслаждений.
Запечатленный на московской картине тип натюрмортной композиции с восточным ковром, фруктами и музыкальными инструментами был введен в моду римским живописцем Франческо Нолетти, прозванным Мальтезе, и в XVII веке получил распространение не только в Италии, но и за ее пределами. Пфайлер рано познакомился с итальянскими образцами, из которых заимствовал прежде всего общие принципы построения композиции. Возможно, эти образцы стали известны ему еще в Праге.
В сравнении с другими работами мастера в этом натюрморте, написанном на тёмном фоне, в распределении пластических масс отсутствует четкость, а в колорите — цветовая нюансировка, что характерно для ранней манеры художника. Такой натюрморт еще сохраняет особенности живописного письма, свойственного немецким мастерам XVII столетия. Композиционная схема, заимствованная из итальянской живописи, находит иное живописное воплощение. Темный, плоский фон лишает пространство картины трехмерности; предметы, плотно заполняя пространство, поднимаются друг над другом; для передачи объема и фактуры используется рельефное, пастозное наложение краски локального цвета — то есть те приемы живописи, которые выдают руку немецкого мастера. Свет, мерцающий в темноте на поверхности стекла, дерева и ткани светлыми бликами, придает картине ощущение таинственности.
Изображенное на картине сочетание предметов может представлять аллегорию пяти чувств: зрения — палитра с красками, слуха — музыкальные инструменты, обоняния — цветы, вкуса — фрукты, бокал с вином, осязания — ворсистый восточный ковер. Под влиянием религиозного мировоззрения чувства ассоциировались с грехом, и художники интерпретировали эту тему как аллегорию бренности земных наслаждений, либо как олицетворение Благоразумия и Умеренности, в качестве предостережения от излишеств наслаждений.