Редкое в русской живописи тех лет произведение на тему из Священного Писания. Реализации замысла способствовало то, что Айвазовский удачно сочетал высокую ремесленную выучку, дар поэтического воображения и страсть к импровизации.
На любителей искусства и общественность столицы, посетивших в 1865 году выставку художника, полотно произвело сильное впечатление.
Вряд ли кто-либо из современников Айвазовского мог передать так весь масштаб библейской катастрофы — вселенскую бурю на небе и на земле, гигантские волны всемирного потопа, захлестывающие уступы скал, за которые цепляются обессиленные люди, карабкаются, рыча и визжа от ужаса звери. Безжалостная стихия настигает даже птиц, прибивая их низвергающимися с небес водными потоками к голым камням и поверхности бушующего океана.
Обладая исключительной зрительной памятью и в совершенстве владея всем возможным арсеналом живописных приемов, Айвазовский сумел передать на холсте затягивающую взгляд бездну бушующего океана, прозрачность вздымающихся волн и срываемые порывами ветра пенные брызги на их гребнях, не воспроизводимые ни одним копиистом.
Показанная на выставке Академии художеств 1864 года под названием «Всемирный потоп (последние дни)», картина имела широкий резонанс в русском обществе. В 1865 году ее приобрел император Александр II для галереи Эрмитажа.