Фигурка из плетеной кукурузной соломы; собрана из отдельных частей: всадник с поднятой правой рукой, лошадь и седло. Всадник в мексиканском сомбреро, перепоясан патронташем, с кобурой на поясе. К правому боку лошади прикреплено лассо. Отдельная деталь — хлыст (был в руке всадника?). Фигурка стояла в кабинете квартиры Эйзенштейна на Потылихе на верхней полке углового стеллажа, слева от письменного стола. По мемуарам С.М. Эйзенштейна, подарена в Берлине драматургом Эрнстом Толлером
Всадник на коне (Чарро)
Dimensions
35x10x20 cm
Technique
солома, плетение
Collection
Exhibition
1
Open in app#1
Фигурка соломенная «Всадник на коне (Чарро)». Мемориальный предмет С.М. Эйзенштейна
#2
#4
#3
Эта соломенная фигурка всадника стояла на верхней полке углового стеллажа, слева от письменного стола в рабочем кабинете квартиры Эйзенштейна на Потылихе. Режиссер привез ее из Мексики — там Сергей Эйзенштейн, его сорежиссер Григорий Александров и кинооператор Эдуард Тиссэ провели больше года — с декабря 1930 по февраль 1932. Они работали над картиной «Que viva Mexico!» («Да здравствует Мексика!»), отснятый материал которой Эйзенштейн позже не смог получить от американских продюсеров и смонтировать.
Плетение из кукурузной соломы — традиционный народный промысел в Мексике. В коллекции режиссера есть выпуски журнала «Mexican Folkways» за 1920-е — начало 1930-х годов, где публиковались статьи о народном искусстве, в том числе о таких фигурках. «Брат» этого всадника — большой плетеный ковер с надписью «Viva Mexico» — висел на стене библиотеки Эйзенштейна.
История плетеного всадника необычна. В 1929 году во время поездки по Европе, еще до путешествия в США и Мексику, Эйзенштейн познакомился в Берлине с поэтом и драматургом-экспрессионистом Эрнстом Толлером (1893–1939). Несколько его пьес в 1920-е годы шли во многих странах мира, одну из самых известных — пьесу «Человек-масса» — напечатали в СССР в переводе Осипа Мандельштама. Когда в Берлине в 1926 году показали фильм Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“», Толлер заявил, что советскому режиссеру удалось то, о чем он лишь мечтал.
В мемуарах Эйзенштейн вспоминал, как в 1929 году побывал в гостях у немецкого драматурга и как тот подарил ему мексиканского всадника. О том же позже рассказывала молодым исследователям его вдова Пера Аташева. Эрнст Толлер под конец визита сказал, что по восточному обычаю гость может выбрать себе на память что-то из дома хозяина. Эйзенштейн, смутившись, начал искать глазами что-нибудь в двойном экземпляре. Обнаружив две фигурки всадников, указал на одну из них. Толлер побледнел, но аккуратно завернул и вручил подарок. Позже выяснилось, что всадники — подарок актрисы Элизабет Бергнер, в которую Толлер был влюблен, а она, храня верность своему супругу, лишь привозила Толлеру сувениры из путешествий. После прихода к власти нацистов Толлер эмигрировал, всё его наследие пропало. Но сохранился подаренный всадник. Так реализовалась другая восточная мудрость — «что ты подарил, то сохранил».
Плетение из кукурузной соломы — традиционный народный промысел в Мексике. В коллекции режиссера есть выпуски журнала «Mexican Folkways» за 1920-е — начало 1930-х годов, где публиковались статьи о народном искусстве, в том числе о таких фигурках. «Брат» этого всадника — большой плетеный ковер с надписью «Viva Mexico» — висел на стене библиотеки Эйзенштейна.
История плетеного всадника необычна. В 1929 году во время поездки по Европе, еще до путешествия в США и Мексику, Эйзенштейн познакомился в Берлине с поэтом и драматургом-экспрессионистом Эрнстом Толлером (1893–1939). Несколько его пьес в 1920-е годы шли во многих странах мира, одну из самых известных — пьесу «Человек-масса» — напечатали в СССР в переводе Осипа Мандельштама. Когда в Берлине в 1926 году показали фильм Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“», Толлер заявил, что советскому режиссеру удалось то, о чем он лишь мечтал.
В мемуарах Эйзенштейн вспоминал, как в 1929 году побывал в гостях у немецкого драматурга и как тот подарил ему мексиканского всадника. О том же позже рассказывала молодым исследователям его вдова Пера Аташева. Эрнст Толлер под конец визита сказал, что по восточному обычаю гость может выбрать себе на память что-то из дома хозяина. Эйзенштейн, смутившись, начал искать глазами что-нибудь в двойном экземпляре. Обнаружив две фигурки всадников, указал на одну из них. Толлер побледнел, но аккуратно завернул и вручил подарок. Позже выяснилось, что всадники — подарок актрисы Элизабет Бергнер, в которую Толлер был влюблен, а она, храня верность своему супругу, лишь привозила Толлеру сувениры из путешествий. После прихода к власти нацистов Толлер эмигрировал, всё его наследие пропало. Но сохранился подаренный всадник. Так реализовалась другая восточная мудрость — «что ты подарил, то сохранил».
read morehide
Всадник на коне (Чарро)
Dimensions
35x10x20 cm
Technique
солома, плетение
Collection
Exhibition
1

Open in app
Share