В 1988 году исполнялось 90 лет С.М.Эйзенштейну. Этот юбилей отмечали широко в мире и, в частности, в Индии, — там есть киноклубы им. Эйзенштейна. Они организовались еще 1960-е годы прошлого века и нас с Довлатом Худойназаровым, который тогда возглавлял Таджикский союз кинематографистов, пригласили в Калькутту, Бомбей и Дели, три города, где очень активен был киноклуб им. Эйзенштейна и мы там отметили рядом заседаний, кинопоказов эту дату. И в Дели нам вдруг говорят: «Как хорошо, что вы приехали, у нас давно уже в посольстве стоит скульптура, которую подарили музею Эйзенштейна, а мы никак не можем ее отправить».
Мы с Довлатом пришли в посольство и что мы видим: стоит замечательное изображение любимого индусами бога Ганеши, покровителя путешествующих и детей, а внизу дарственная надпись: «от киноклуба им. Эйзенштейна и Раджа Капура», очень популярного в Советском Союзе тогда индийского режиссёра и актера. Оказывается, еще десять лет назад этот Ганеша был специально по заказу киноклуба был сделан замечательными индийским художниками и мастерами, но они никак не могли его отправить, он тяжелый. И они заявили:
— Как вы кстати приехали, вы его заберете!
— Как же мы его увезем?
— А вот так под ручки возьмете и увезете!
Мы попробовали, — довольно тяжело. Ну мы постамент спрятали, естественно, в чемодан.
На индийской границе нас выпустили мгновенно. Все очень радовались, что мы везем в Россию Ганешу, в Советский Союз. Но когда мы прилетели в Шереметьево, вдруг нам говорят таможенники: «это что у вас такое там? Мы должны его распилить, вдруг там наркотики везете!». И тут Довлат возмутился: «Вы понимаете что это бог, в него наркотики нельзя вкладывать. А потом, вы оскорбляете тем самым память Эйзенштейна. Подарили ему, не нам, знаете что вам будет?». И вдруг это оказалось аргументом. Одним из аргументов, мы сказали: «Вы видите это Радж Капур, который бродяга, это он подарил Эйзенштейну, вместе с киноклубом, тут все написано». Написано было, разумеется, по-английски, но они, тем не менее, увидели имя Раджа Капура, увидели что это Эйзенштейну и на этом успокоились. Не стали пилить эту замечательную скульптуру и мы ее, с трудом правда, привезли и принесли на Смоленскую, мы его под ручки взяли и несли. Причем очень смешно, — в самолете, естественно, все оглядывались, интересовались. А потом, когда мы уже шли к паспортному контролю все очень реагировали на этого Ганешу. Мы говорили, — он покровитель путешественников, поэтому все так благополучно завершилось.
И он долго стоял в Кабинете Эйзенштейна, а теперь и Музее кино.
Ганеша — это мальчик, танцующий от радости, но с головой слоненка. И нам индийцы рассказали, почему так изображают Ганешу. Это сын бога Шивы и богини Парвати, который, родившись, был столь криклив, что мешал спать отцу. И Шива однажды так разозлился, что оторвал мальчишке голову и бросил на дорогу. И тогда Парвати сказала, чтобы он не смел к ней больше приближаться. Что до тех пор, пока он не воскресит младенца, она его знать не знает. И Шива пообещал, что первое живое существо, которое появится на дороге даст свою голову и он приставит эту голову к телу младенца. И выбежал слоненок, Шива оторвал у него голову, приставил к младенцу и младенец ожил. Вот поэтому Ганеша это мальчик со слоновьей головой, единственный слоник который не боится мышей, а мыши любят его, поэтому он изображается с мышами. А ведь настоящие слоны действительно боятся мышей. так вот все индийские дети не только любят, но и доверяют свои мечты этому богу и я могу сказать, что у нас в музее можно тоже поставить эту скульптуру и предложил детишкам загадывать свои мечтания.