В жизни молодой пары венчание является главной церемонией и относится к основным Таинствам православной церкви. Решаясь на ответственный шаг в жизни — создание семьи, молодые люди берут на себя ответственность перед Богом, церковью и людьми за принятое решение. Венчальные иконы — надежный оберег семьи на протяжении всей дальнейшей жизни.
Венчальные иконы — это два освященных образа, которые за ранее приготовляются родителями молодых и дарятся перед церковным таинством Венчания. Впервые такая традиция появилась в Византийском государстве в конце четвертного столетия нашей эры. Постепенно она набирала популярность и стала использоваться в других странах. В России образ Христа Спасителя и Богородицы стал основополагающим во время венчания уже под конец ХVII в. Данные именные святыни, участвующие во время благословения, обрекают жениха и невесту на совместную семейную жизнь. Находясь во время венчания в церковном храме, они выступают в качестве главных свидетелей брака, помогая соединить возлюбленных в единый семейный союз при помощи благословения ликов Иисуса Христа и Девы Марии.
Венчальные иконы — основа иконостаса для молодых супругов. Венчальные иконы остаются с супругами всю жизнь и передаются по наследству детям.
Они
находились в доме в красном углу. Перед ними молились утром и перед сном, в
радости и печали, во здравии и болезни. В любую минуту подняв свой взгляд и
встретившись с образами, супруги мысленно переносились в тот момент жизни,
когда оба стояли перед алтарём в венцах, которые тяжелы как супружеская жизнь и
прекрасны, как радость любви друг к другу.
Иконы венчальные поступили в фонды музея в 1980-х гг. от
Евгения Ивановича Коробейникова, жителя г. Оса. Они принадлежали его родителям
— Ивану Флоровичу и Павле Дмитриевне.
Иван Флорович (1887–1975) был
родом из крестьянской семьи деревни
Монастырка. Он окончил Осинское городское четырехклассное училище. Был призван
на военную службу и участвовал в Первой Мировой войне. Служил в земской управе
бухгалтером, а позже, при советской власти, счетоводом и бухгалтером в
различных организациях. Он был тонко чувствующим и любящим музыку и чтение
человеком. Это и сблизило его с Павлой Дмитриевной Томиловой (1892–1975) будущей
женой. Она была тоже родом из крестьян Оханского уезда. Павла Дмитриева получила
прекрасное образование в Оханской женской гимназии. Проработав немного
учительницей, она почти полвека «прослужила» домашней хозяйкой, занималась
воспитанием своих детей и внуков. Это была удивительная семья, со своими
интересными семейными традициями. Из этой семьи вышли известные в городе
учителя и музыканты.