В начале XIX века Антонио Канова, увлеченный античными статуями и фресками из раскопок в Геркулануме, создал три восхитительные скульптуры танцовщиц. Работы были выполнены по заказу императрицы Жозефины Богарне, банкира Доменико Манцони из Форли и русского дипломата графа Андрея Разумовского.
В Музее Боде хранится «Dancer with cymbals» — «Танцовщица с кимвалами» (иное название «Танцовщица с тамбурами»), созданная из каррарского мрамора по заказу русского посла в Вене и мецената Андрея Разумовского в 1809–1812 годах. Возможно, именно с нее была сделана авторская (?) копия, со временем утратившая руки, поднятые вверх над головой.
В 1780 г. Канова приезжает в Рим.
Статуя представляет парящую в танце легкую, грациозную, слегка удлиненную фигуру девушки в античной одежде и сандалиях. Вся статуя олицетворяет гармонию движения, форм и линий. Голова склонена к правому плечу; волосы зачесаны в узел на затылке. Стоит на носке правой ноги. Опорой фигуре служит ствол дерева на круглом плинте.
Обе руки у статуи отбиты у плеч и утрачены. Первоначально руки были слегка изогнутыми в локте и поднятыми с тамбурами над головой.
Канова Антонио (1757—1822) — итальянский скульптор и живописец. Крупнейший представитель неоклассицизма. Работал в различных жанрах. В духе романтических идеалов эпохи обращался к религиозным сюжетам. Создавал статуи-аллегории, исторические монументы. Подлинной классикой мировой скульптуры стали мифологические статуи и скульптурные группы Кановы, отличающиеся необыкновенной легкостью движения фигур, грациозностью жестов, ясностью и изяществом пластической формы. Имя Антонио Кановы занимает одно из самых значительных мест в истории европейского искусства XVIII — начала XIX вв.
Антонио Канова родился в 1757 г. в селении Поссаньо недалеко от Венеции, в семье потомственных резчиков по камню. В 1768 г. поступил в мастерскую скульптора Дж. Торетти в Венеции.
В восемнадцать лет открывает свою собственную мастерскую.
Первые же работы молодого скульптора прославили его имя. Это статуи «Орфей» и «Эвридика», созданные для сенатора Фалье (Музей Коррер, Венеция) и скульптурная композиция
Первые же работы молодого скульптора прославили его имя. Это статуи «Орфей» и «Эвридика», созданные для сенатора Фалье (Музей Коррер, Венеция) и скульптурная композиция
«Дедал и Икар». За последнюю скульптор получил звание профессора.
В 1780 г. Канова приезжает в Рим.
С 1790-х гг. скульптор создает целый ряд произведений на мотивы из древнегреческой мифологии. Подлинной классикой мировой скульптуры стали скульптурные группы «Амур и Психея», «Три грации», статуи «Венеры Италийской» и «Гебы» и, конечно же его знаменитые танцовщицы. Малые копии этих скульптур в мраморе и фарфоре входят в собрание музея и их можно видеть на наших временных выставках.
В 1802 г. Наполеон пригласил Канову во Францию. Там мастер выполнил несколько изваяний императора и его близких. Одной из самых известных статуй является «Паолина Боргезе», в которой сестра Наполеона представлена в образе Венеры-победительницы.
С 1810 г. Канова стал директором римской Академии Святого Луки. После падения Наполеона он сделал многое для того, чтобы художественные ценности, вывезенные французами, вернулись в Рим.
Последние годы жизни провел на родине в селении Поссаньо, недалеко от Венеции.