Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Статуя. Антиной

Dimensions
64x24x25 cm
Technique
бронза, литье, патинировка
0
Open in app
#3
Бронзовая статуя Антиноя, выполненная по античному оригиналу — мраморной римской реплике — Антиной Капитолийский — с древнегреческого оригинала, украшает интерьер Кабинета Господского дома. Антиной был фаворитом и возлюбленным римского императора Адриана.


В начале XVIII века Конте Джузеппе Феде, потомственный археолог и коллекционер, скупил земельные участки в Тиволи на месте виллы императора Адриана, где начал проводить раскопки. Он обнаружил обломки множества скульптур, четыре из которых удалось восстановить. Самой знаменитой из них стала статуя, известная под названием Капитолийский Антиной. Феде продал статую Антиноя другому собирателю древностей, Алессандро Альбани, коллекционеру и меценату, и она стала венцом всей его коллекции. Но уже через несколько лет Альбани перепродал статую папе Клименту XII.

У найденной статуи левая рука и левая нога были отбиты, но скульптор Пьетро Браччи восстановил их, придав руке Антиноя своеобразный риторический жест.

Родиной Антиноя была Вифиния, находящаяся в районе Проливов на северо-западе Малой Азии Предположительно, юноша покинул родной дом в 123 году н. э. Он отправился в Рим, где учился в придворной школе для юношей при дворце императора Адриана; затем юношу могли выбрать для придворной службы приближенные императора, который в это время путешествовал по Римской империи. После возвращения Адриана в Рим произошло знакомство с Антиноем, и юный красавец, присоединился к свите императора, став его возлюбленным, как утверждали некоторые источники.

Поэт Панкрат превозносил качества Антиноя как охотника. В частности, он сохранил историю об охоте Адриана и его фаворита на льва в Ливии. Император позволил юноше нанести зверю решающий удар, но лев успел опередить юношу, сбив его лапой. От верной смерти его спас сам император Адриан. Но вскоре Адриан все же потерял своего любимого Антиноя. Юный вифинец утонул во время плавания по Нилу в последнюю неделю октября 130 года. Гибель юноши могла быть жертвоприношением: Антиной сам бросился в реку, чтобы отвести несчастье от своего повелителя. Аврелий Виктор в труде «О цезарях» писал, что Адриан хотел продлить свою жизнь. Египетские жрецы ответили, что это возможно, если кто-то согласится умереть за него. Антиной, узнав об этом, принес себя в жертву.

Жизнь Антиноя была коротка и не насыщена событиями. А вот после его гибели в Египте, усилиями императора, юный вифинец стал почитаться как бог. Культ юноши достиг беспрецедентных для римской истории масштабов: возводились посвященные ему храмы и алтари, недалеко от места его смерти был основан город Антинополь, его именем назвали новое созвездие, чеканились монеты с его портретами, учреждались праздники и игры, создавались многочисленные скульптуры.

В XVIII веке скульптура Антиной Капитолийский считалась одной из самых красивых древнегреческих статуй. Именно тогда была сочинена красивая легенда о том, будто бы, в подражание грекам, царь Андриан решил увековечить в мраморе своего фаворита. Созданная неизвестным ваятелем статуя подчеркивала его неземную красоту.


Однако в начале XX века специалисты усомнились в том, что это изображение Антиноя, т. к. были другие изображения юноши, мало похожие на знаменитую статую. Есть предположения, что она представляет собой римскую копию греческой статуи Гермеса. Но название Антиной Капитолийский уже прижилось.


В Петродворце Большой каскад украшает большая золоченая статуя Антиноя, выполненная в XVIII веке. Такая же мраморная статуя установлена напротив одного из «Римских» фонтанов.

Возможно, тогда же была выполнена и уменьшенная скульптура из коллекции музея-усадьбы «Приютино».


Мы видим прекрасного юношу, стоящего, опираясь на одну ногу, выдвинутую чуть вперед, другую слегка согнув в колене. Его голову, слегка склоненную к правому плечу, обрамляют короткие мягкие волнистые волосы, ниспадающие на лоб. Вдумчивое, меланхолическое выражение лица. Статуя покоится на круглом профилированном плинте. На подошве плинта имеются надписи: «23754» и «JA». Клеймо латинскими буквами «JA» — знак осмотра изделия. Клеймо принадлежало Иоганну Аллениусу (Allenius, Johann Konstantin), который в 1898–1908 гг. осматривал торгово-промышленные заведения в качестве депутата.

Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Статуя. Антиной

Dimensions
64x24x25 cm
Technique
бронза, литье, патинировка
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%