Всем известна крылатая фраза: «Есть еще порох в пороховницах» из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Пороховница — это один из основных атрибутов снаряжения воина или охотника. Она представляет из себя емкость для запаса пороха, который стрелок носил с собой.
Начиная с XV века существовали различные виды пороховниц. Их делали из разных пород дерева, им придавали различные формы. Иногда форма имела естественный вид, свойственный материалу основы — рог животного или орех.
Одна из таких пороховниц представлена в экспозиции комнаты молодого дворянина на 2-м этаже Господского дома.
Посетитель не может не обратить внимание на традиционный ковер на стене, на котором среди развешенного оружия представлены три пороховницы. Одна из них исполнена из кокосового ореха и представляет собой подлинное произведение искусства.
Тулово склеено из трех частей. Вся поверхность пороховницы покрыта резьбой. Верхняя оконечность тулова представляет собою львиную маску, в пасть которой вмонтировано граненое, расширяющееся кверху горлышко. На переносице льва — маленькое ушко для цепочки (?) к утраченной крышке. От пасти льва, деля тулово на два полушария, спускаются две гирлянды из цветов и плодов, перевитые лентами со списком наполеоновских побед: «Jodi», «Acrol», «Palat», «Jena»,"Austerlis"(sic)."Wag//rame». Два поля, образованные этими гирляндами.
Одна из них изображает эпизод сражения при Монзамбано 26 декабря 1800 года, которое произошло во время войны Второй коалиции, когда Французская армия под командованием генерала Гийома Брюна форсировала реку Минчо и разгромила австрийские войска.
Мы видим артиллеристов, отбивающихся от французских всадников; в центре изображен Удино, поразивший одного австрийца и готовящийся заколоть саблей другого, замахнувшегося на него мушкетом. Слева — французский гусар, занесший саблю над австрийским артиллеристом, подносящим зажженный фитиль к стволу орудия. Справа — другой французский кавалерист, намеревающийся зарубить австрийца, спасающегося бегством. Над сражающимися, в облаке — летящая женская фигура — (аллегория Ночи), опускающая некий занавес; слева от нее — крылатое дитя, изливающее на сражающихся тьму.
Другая батальная сцена изображает атаку конницы Мюрата в битве при Абукире, 25 июля 1799 года.
В центре — Мюрат на коне, занесший саблю для удара; справа перед ним — Мустафа-Паша на вздыбленном коне. Слева, за Мюратом, — мчащиеся французские кавалеристы в касках. За Мустафой в смятении толпятся турецкие и арабские воины: в их группу врубились уже два французских всадника, изображенные на заднем плане. Под ногами сражающихся — поверженные турецкие воины и их кони. Над группой французов реет знамя, над группой турок возвышается бунчук с полумесяцем. Под изображениями — узкий поясок с рельефными надписями: «Oudinot'a'Mincio» и «Murat'a'A, oukir». Ниже — пояс из акантовых листьев.
Нижняя оконечность украшена изображением пирующих, перемежающимися с изображением ангелов и фантастических растений. Внизу — головка химеры, с небольшим кольцом в оскаленной пасти. Два других кольца вдеты в ушки, укрепленные на гирляндах. Кольца обработаны гранью, напоминающей алмазную. Надписи: На ленте, обвивающей гирлянду цветов и плодов — список наполеоновских побед: «Jodi»,"Acrol»,"Palat», «Jena», «Austerlis"(sic), «Wagrame». На пороховницу нанесены клейма: на дне в тесте «014», красным подглазурно «233».