Советский живописец, Народный художник РСФСР, Лауреат двух Сталинских премий родился в Москве в 1893 в богатой купеческой семье. Учился на физико-математическом факультете Московского университета, параллельно посещая студию В. Мешкова (1913-1914). Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Архипова, К. Коровина и С. Малютина (1914-1917), а позже и сам преподавал в московском ВХУТЕМАСе, Архитектурном институте, художественном институте имени В. И. Сурикова. Был одним из активных членов АХРР.
Большая часть жизни В. Н. Яковлева была связана с реставрационной деятельностью. Он работал реставратором живописи в Центральных государственных реставрационных мастерских (1924-1926), художником-реставратором в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1926-1932), с 1930 года заведовал отделом реставрации. В 1927 году был командирован Наркомпросом в Западную Европу для знакомства с постановкой реставрационного дела в Германии и Франции. Как реставратор станковой масляной живописи, внёс неоценимый вклад в спасение и сохранение памятников искусства.
Длительное занятие реставрационной работой наложило отпечаток на творчество. Образы итальянской, голландской и фламандской живописи старых мастеров, совмещенные с впечатлениями от творческих командировок, претворялись в полотна, отмеченные пристальным вниманием к предметной форме, высочайшим техническим мастерством.
Наряду с портретами, большое место в творчестве В. Н. Яковлева занимали сюжетные композиции, в которых он стремился соединить «стиль старых мастеров» с программой соцреализма. Актуальность темы смоленской работы, написанной в 1936 году, обусловлена не только откликом художника на принятие новой Конституции СССР, но и выбором в качестве главных героев старателей. В них государство стало видеть действенную силу в дальнейшем развитии золотодобывающей отрасли и выходе из сложившейся в стране кризисной экономической ситуации.
Картину характеризует особая тщательность в проработке форм — качество, объединяющее большинство произведений мастера.
Большая часть жизни В. Н. Яковлева была связана с реставрационной деятельностью. Он работал реставратором живописи в Центральных государственных реставрационных мастерских (1924-1926), художником-реставратором в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1926-1932), с 1930 года заведовал отделом реставрации. В 1927 году был командирован Наркомпросом в Западную Европу для знакомства с постановкой реставрационного дела в Германии и Франции. Как реставратор станковой масляной живописи, внёс неоценимый вклад в спасение и сохранение памятников искусства.
Длительное занятие реставрационной работой наложило отпечаток на творчество. Образы итальянской, голландской и фламандской живописи старых мастеров, совмещенные с впечатлениями от творческих командировок, претворялись в полотна, отмеченные пристальным вниманием к предметной форме, высочайшим техническим мастерством.
Наряду с портретами, большое место в творчестве В. Н. Яковлева занимали сюжетные композиции, в которых он стремился соединить «стиль старых мастеров» с программой соцреализма. Актуальность темы смоленской работы, написанной в 1936 году, обусловлена не только откликом художника на принятие новой Конституции СССР, но и выбором в качестве главных героев старателей. В них государство стало видеть действенную силу в дальнейшем развитии золотодобывающей отрасли и выходе из сложившейся в стране кризисной экономической ситуации.
Картину характеризует особая тщательность в проработке форм — качество, объединяющее большинство произведений мастера.