Прялка — это приспособление для ручного прядения одной нити пряжи, и представляет собой вертикальную часть (лопасть и ножка), куда привязывается кудель, и горизонтальную часть (донце), где сидит пряха. Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение — это было занятие мужчин.
Прялка была не только орудием труда и обязательным предметом крестьянского быта, но и очень дорогим и особенным подарком. Стоит обратить внимание на то, что ни в одном российском музее вы не найдете идентичных прялок. Каждая из них — это эксклюзивное изделие.
Ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених — невесте, муж — жене.
Так прялка, подаренная отцом, во время ещё девичества сопровождала женщину всю жизнь, до самой старости. Даже когда от времени исчезала часть росписи или расщеплялась лопасть, хозяйка ни за что не хотела расставаться с прялкой.
Сначала отец делал девочке маленькую, детскую прялочку, затем будущий муж дарил своей невесте прялку на свадьбу.
Из всей крестьянской утвари прялки — самые «одушевленные». К ним в песнях и прибаутках своих обращался народ, как к живым существам.
Выделяют два вида прялок по конструкции: корневые и составные. По мотивам и манере росписи прялки Тюменской области отдаленно напоминают некоторые типы вологодских. В Абатском районе прялки не обладают изощренной резьбой или росписью, они сдержанны по характеру исполнения декора, чаще декор отсутствует совсем.
Эта прялка корневая, выполнена из цельного куска дерева. На черном фоне цветочная роспись, ветви расходятся в стороны. Такая роспись была характерна для Урала.
Среди многих работ, прядение было одним из самых трудоемких, поэтому прялка является олицетворением русской крестьянки, сумевшей сохранить в себе силу духа, доброту и терпение.