Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Банка для сахара

Dimensions
11x8x4,4 cm
Technique
жесть, хромолитография
0
Open in app
#2
Банка для сахара, которая хранится в МУК «МВЦ» была изготовлена на фабрике «Жорж Борман».

Георгий Григорьевич Борман (род. 1837) — российский предприниматель, потомственный почётный гражданин, директор кондитерского товарищества «Жоржъ Борманъ», находившегося на Английском проспекте, д. 16 в Санкт-Петербурге (ныне кондитерская фабрика имени К. Н. Самойловой).

Частная кондитерская фабрика была основана в 1862 г. его отцом, Григорием Николаевичем, в 1895 г. была преобразована в товарищество. В адресной книге «Весь Петроград» за 1917 перечислено 8 магазинов товарищества.

В 1876 году фирма «Жорж Борман» получила звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» с предоставлением права изображения государственного герба на своих этикетах, в 1878 году была удостоена первой золотой медали на Всемирной выставке в Париже. В конце XIX века в Харькове были построены две кондитерские фабрики и открыты несколько кондитерских магазинов.

Главной задачей своей фабрики Григорий Борман считал производство кондитерских изделий высокого качества, но по доступной цене, удовлетворяющих запросы самых широких слоев общества. Ассортимент торговой марки «Жорж Борман» поражал разнообразием. Покупателям предлагали около 200 наименований различных сладостей: конфеты «Ушки», «Реванные головки», «Цукатики», «Жмурка», «Жорж», «Арак», «Аленушка», «Лоби-Тоби», «Сампьючай», печенье «Мария», «Альберт», «Князь Игорь», «Тю-тю», карамель «Конфети».


От качества упаковки значительно зависела сохранность и свежесть кондитерских изделий. По этой причине, уже при петербургской фабрике в 1870-х годах Григорий Борман организовал собственное производство тары. В отдельном помещении работали три мастерские: по изготовлению картонной упаковки — бонбоньерок, жестяных банок и деревянных ящиков, используемых при транспортировке. Для упаковки сладостей, выпускаемых харьковской фабрикой, использовалась продукция петербургских промышленников Моисея Кока и Меера Бирмана. В конце XIX века, по предложению Григория Бормана, они основали в нашем городе завод жестяных изделий.


Основными потребителями продукции «Жорж Борман» оставались дети. Стараясь удивить юных покупателей и занять их пытливый ум в коробки с зефиром и конфетами вкладывали заготовки для бумажных поделок (оригами) и подробную инструкцию по их изготовлению. На обертках шоколадных плиток из серии «Детский волшебник» размещали описания занимательных опытов, которые ребенок мог провести у себя дома. Так, из рюмки наполненной водой и накрытой плотным листом картона, а также бечевки детям предлагали изготовить маятник. Интересно сколько рюмок в харьковских домах начала ХХ века разбили юные естествоиспытатели, прежде чем опыт удавался? 


На коробочках с монпансье изображали портреты выдающихся поэтов и писателей — Пушкина, Достоевского, Толстого, а также цитаты из их произведений. Привлекали интерес покупателей тематические серии шоколада «Географический атлас», «Коллекция жуков», «Народы Сибири», «Спорт», вернее их красочные обертки.


Продукция фирмы всегда отличалась ярким, узнаваемым дизайном. Но и без интересных историй и красочных упаковок продукция «Жорж Борман» пользовалась огромным успехом у покупателей. Две заглавные буквы ЖБ на фоне стилизованного изображения печати из красного сургуча. Товарный знак всегда размещался в центре, иногда заменяя собой изображение государственного герба и многочисленных медалей международных и всероссийских выставок.


Даже в условиях Первой Мировой войны фабрики «Жорж Борман» сохраняли объемы производства и товарищество успешно приращивало капиталы. Но грянул 1917 год. Политическая, а вместе с ней и социально-экономическая, ситуация в стране резко изменилась. Да и сама страна изменилась. Товарищество «Жорж Борман» прекратило свое существование, а фабрики и магазины в Санкт-Петербурге и Харькове перешли в собственность государства.


Григорий Николаевич Борман умер 25 декабря 1918 года в Харькове, на 82-м году жизни. Его единственный сын Георгий эмигрировал годом ранее. Поселившись во Франции, он продолжил заниматься любимым делом, открыв кондитерский магазин в Париже. Пусть в довольно скромных масштабах, пусть в другой стране, но Георгий Борман продолжал семейное дело.

Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Банка для сахара

Dimensions
11x8x4,4 cm
Technique
жесть, хромолитография
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%