Независимо от того, к какому виду принадлежала ручная прялка, она имела неизменную конструкцию. Ее горизонтальная нижняя часть предназначалась для пряхи, здесь она сидела в процессе работы. Это место называлось «донце». Вертикальная же часть прялки состояла из двух элементов: лопаски или лопати и ножки или шейки. Несмотря на доступность этого вида прялки, работать на ней приходилось очень долго, чтобы изготовить достаточное количество ниток. Поэтому даже самые большие любители старины, сегодня предпочитают ей механическую прялку.
Рассматривая ручные прялки старинные, нельзя не упомянуть о традиции расписывать узорами вертикальную ее часть. В каждом селении использовались особые орнаменты для декорирования.
Мастера этой росписи проживали в селениях по берегам рек Ваги (левого притока Северной Двины), Устьи и Кокшеньги. Центрами, где развивалась роспись, были деревня Глубоковка и город Шенкурск. Отсюда название росписей — глубоковская и шенкурская. В Глубоковке («глухое место», находившееся в 25—30 км севернее села Благовещенского Вельского уезда, в деревне Заручьеве) среди проживавших в ней раскольников имелись иконописцы, переписчики рукописей, знавшие живописный и графический орнаменты Древней Руси, которые и стали мастерами росписи. Мастера глубоковской росписи использовали приемы народной орнаментации и иконописного мастерства.
У Шенкурских прялок есть несколько своих особенностей. В редких случаях (это относится к прялкам старым — по меньшей мере, первой половины XIX века) деревянная основа вытесывалась из одного куска дерева — ствола и корня («кореннушка»). Обычно же шенкурская прялка состоит из двух частей — широкой лопасти на точеной ножке и приделанного на шипах донца (копыла, или подгузника). Верх лопасти украшен главками в виде наконечника копья.
В наше время Шенкурская роспись стала очень популярной её изучают для сохранения народной культуры.