Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) — живописец, график. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1903–1915) у А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, К.А. Коровина, В.А. Серова сначала на живописном отделении, с 1910 — на архитектурном.
Герасимов — один из наиболее значительных представителей советского искусства, чьи произведения стали образцами «официального» стиля сталинской эпохи. В раннем творчестве (1910-е) тяготел к «легкой» импрессионистической живописи в традициях мастеров Союза русских художников, с сочным колоритом, этюдной манерой письма широким фактурным мазком. С середины 1920-х работал преимущественно по государственным заказам, создавая произведения в строго реалистическом ключе. Для них характерны идеологическая выдержанность, ясность композиционного построения, тщательная проработка деталей, «гладкая» живопись. Выступал критиком формализма, отстаивая принципы «высокого идейного искусства». Вместе с тем в 1930–40-х и особенно в 1950-х — начале 1960-х создавал пейзажи и натюрморты в свободной живописной манере, близкой ранним произведениям.
В 1915 году был призван на военную службу. После демобилизации в 1918 жил в Козлове. В том же году был призван на военную службу. После демобилизации в 1918 жил в Козлове. В 1925 поселился в Москве. Вступил в АХРР, став одним из наиболее деятельных членов Ассоциации. Писал пейзажи, портреты, картины историко-революционной тематики. В 1920-х выполнил ряд работ, посвященных командирам Красной Армии и несколько портретов В. И. Ленина.
В 1930-х выполнил ряд портретов И. В. Сталина, в том числе «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» (1938).
В начале Великой Отечественной войны ненадолго эвакуирован на юг страны; в 1942 вернулся в Москву. В 1943 первым из советских художников был удостоен звания народного художника СССР. Четырежды награждался Сталинской премией.
В 1947-1957 занимал пост президента Академии художеств СССР. На этом посту, с одной стороны, проделал большую работу по совершенствованию структуры Академии, с другой — боролся с инакомыслием в искусстве. Был в числе инициаторов закрытия Музея нового западного искусства в Москве в 1946.
После ХХ съезда КПСС (1956) попал в опалу и был отстранен от должности. В конце 1950-х — начале 1960-х в выставочной и общественной деятельности почти не участвовал. В поздний период создавал преимущественно пейзажи и натюрморты.
Герасимов — один из наиболее значительных представителей советского искусства, чьи произведения стали образцами «официального» стиля сталинской эпохи. В раннем творчестве (1910-е) тяготел к «легкой» импрессионистической живописи в традициях мастеров Союза русских художников, с сочным колоритом, этюдной манерой письма широким фактурным мазком. С середины 1920-х работал преимущественно по государственным заказам, создавая произведения в строго реалистическом ключе. Для них характерны идеологическая выдержанность, ясность композиционного построения, тщательная проработка деталей, «гладкая» живопись. Выступал критиком формализма, отстаивая принципы «высокого идейного искусства». Вместе с тем в 1930–40-х и особенно в 1950-х — начале 1960-х создавал пейзажи и натюрморты в свободной живописной манере, близкой ранним произведениям.