Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
#1

Памятник великому сказочнику

#13

После ухода из жизни Евгения Львовича Шварца (1896—1958) многие писатели и деятели искусств, проникнутые интересом к его незаурядной личности, поставили себе целью прославить богатое творческое наследие великого сказочника. Во всеобщем стремлении переиздать рассказы и сказки, поставить пьесы, опубликовать писательские архивы сильнее других проявили себя соратники и друзья Шварца, среди которых одним из самых близких по праву считался театральный режиссер и художник Николай Павлович Акимов (1901—1968).

#25

Художественный руководитель Ленинградского государственного театра комедии Народный артист РСФСР Николай Павлович Акимов. Фото В.В. Богданова. 1960 г. (МКАИ)

Близкая дружба и творческий союз связывали Евгения Шварца и Николая Акимова с начала 1930-х гг. Целый ряд известнейших впоследствии пьес драматург сочинил по непосредственному заказу режиссера. В 1940 г. одна из них — «Тень» стала спектаклем на сцене руководимого Акимовым Ленинградского государственного театра комедии, другая — «Дракон» была совместно поставлена в августе 1944 г. в Москве. Декорации и костюмы для кинофильма «Золушка» (Ленфильм, 1947), снятого режиссерами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро по сценарию Шварца, создавались по эскизам Николая Акимова.

#27

В 1949 г. Н.П. Акимов был отстранен от руководства своим театром в рамках «борьбы с космополитизмом», а когда в декабре 1955 г. он вновь возглавил Ленинградский государственный театр комедии, то своей первой постановкой выбрал «Обыкновенное чудо» Е. Шварца (1956).

#29

Когда Шварц написал свою сказку для детей «Два клена», оказалось, что взрослые тоже хотят ее смотреть. Когда он написал для взрослых «Обыкновенное чудо» — выяснилось, что эту пьесу, имеющую большой успех на вечерних спектаклях, надо ставить и утром, потому что дети непременно хотят на нее попасть… Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло.

Из приветствия Н.П. Акимова в честь шестидесятилетнего юбилея Е.Л. Шварца. 1956 г.
#26
Самого автора пьесы Акимов пригласил быть членом Художественного совета театра, а затем — ведущим драматургом. В дальнейшем среди многих других Акимов поставил и оформил как художник еще несколько пьес Шварца: «Повесть о молодых супругах» (1957), «Тень» (1960) и «Дракон» (1962).
#33

В 1956 г. в Ленинграде увидел свет изданный небольшим тиражом первый сборник произведений Е. Шварца «„Тень“ и другие пьесы». В художественном оформлении книги, подготовленной Ленинградским отделением издательства «Советский писатель», участвовал Николай Акимов.

#22
Открытка (Ленинград, 1964) с портретом Е. Шварца работы Н. Акимова (1938 г., слева) и авторский лист художника (1960 г., справа) с силуэтом писателя. (Фонд РГБИ) 

В 1959 г., уже после смерти Шварца было решено выпустить более полный сборник его пьес, в который издательство, наконец, не побоялось включить «Голого короля» и «Дракона». Эту долгожданную книжку Акимов готовил, как свое детище, на ее переплете в виде строгого изваяния художник задумывал поместить черный тисненый силуэт Евгения Шварца.

#39

Суперобложка, переплетная крышка и титульный лист двух изданий книги Евгения Шварца «Пьесы» (Л.: Советский писатель, 1960; 1962). Оформление художника Н.П. Акимова.
(Фонд РГБИ)

Сверх положенного для обычной книги Н.П. Акимов разработал живописную суперобложку-декорацию (реализованную во втором издании), погружающую в волшебный мир Шварца, в тон к которой был подобран оранжевый коленкор. Это поменяло изначальный мемориальный настрой на более жизнерадостный.

#37

Видимо, исходя из этого, художник принял решение не помещать на обложку тисненный черной краской силуэтный портретный профиль (утвержденный  Редакционным советом издательства в январе 1960 г.), ограничившись фотопортретом Евгения Шварца на авантитуле книги.

#41

Суперобложка, переплетная крышка и титульный лист книги «Мы знали Евгения Шварца» (Л.—М.: Советский писатель, 1966). Оформление художника Н.П. Акимова (Фонд РГБИ)

Свой первоначальный замысел Николай Акимов смог реализовать позже, в 1966 г. во вновь оформленной им, как художником, книге «Мы знали Евгения Шварца», подготовленной Ленинградским отделением издательства «Искусство» к семидесятилетнему юбилею сказочника.

#38

Концепции этого сборника рассказов друзей Шварца, его сверстников, а также режиссеров и актеров монументальный профиль писателя (нанесенный синей краской в тон суперобложке книги) соответствовал более чем органично.

#42
#31
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%