В 2020 году Жостовский промысел отметил свой юбилей — 195-летие. Черные подносы с яркими букетами из Жостово всегда пользовались большой популярностью: на них ставили самовар во время чаепития, подавали еду и украшали ими дома. Аналогов этой росписи нет нигде в мире.
Жостовский промысел начал формироваться в 1825 году в Троицкой волости Московской губернии, в деревне Жостово (сейчас это городской округ Мытищи). Местные мастера, братья Вишняковы, производили табакерки, портсигары, конфетницы, коробочки и подносы из папье-маше.
Металлическими изделия стали в середине XIX века. Производство подносов тогда носило кустарный характер. Начинал работу кузнец, который вырезал заготовку нужной формы. Затем к процессу подключался шпаклевщик, который покрывал поднос лаком, высушивал его в печи и грунтовал. На следующем этапе художник вживую, без эскизов, наносил на изделие рисунок.
На рубеже XIX–XX веков в развитии Жостовского промысла наступила кризисная полоса: резко упал спрос на подносы, производство сокращалось, мастера уходили в другие отрасли. Возрождение промысла началось в 20-е годы XX века в Жостово, Новосельцеве и Троицком. Художественная роспись вновь обрела непререкаемый авторитет только в 1960-х годах. Ведущие мастера тогда создавали не просто яркие и самобытные композиции, но и подкупали особым колоритом и неподдельной эксклюзивностью.
Классическая подача рисунка предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать и нежные пастельные полотна для создания богатой многоцветковой композиции.
Жостовская фабрика выпускает подносы с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Один из самых популярных оттенков — «слоновая кость». Реже встречаются «золото» и «агрессивные» красные полотна.
Для создания самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами. Кроме цветочных композиций жостовские мастера иногда рисовали и сюжетные картины. Это были сценки из жизни обычных людей, различные пейзажи, роскошные ландшафтные композиции. Популярный мотив художников — тройка лошадей в окружении цветов.
Главная особенность росписи — импровизационный подход к любым рисункам. Мастера вовсе не обязаны творить по строгим шаблонам и образцам, следовать особым схемам или натуре.
Жостовский промысел начал формироваться в 1825 году в Троицкой волости Московской губернии, в деревне Жостово (сейчас это городской округ Мытищи). Местные мастера, братья Вишняковы, производили табакерки, портсигары, конфетницы, коробочки и подносы из папье-маше.
Металлическими изделия стали в середине XIX века. Производство подносов тогда носило кустарный характер. Начинал работу кузнец, который вырезал заготовку нужной формы. Затем к процессу подключался шпаклевщик, который покрывал поднос лаком, высушивал его в печи и грунтовал. На следующем этапе художник вживую, без эскизов, наносил на изделие рисунок.
На рубеже XIX–XX веков в развитии Жостовского промысла наступила кризисная полоса: резко упал спрос на подносы, производство сокращалось, мастера уходили в другие отрасли. Возрождение промысла началось в 20-е годы XX века в Жостово, Новосельцеве и Троицком. Художественная роспись вновь обрела непререкаемый авторитет только в 1960-х годах. Ведущие мастера тогда создавали не просто яркие и самобытные композиции, но и подкупали особым колоритом и неподдельной эксклюзивностью.
Классическая подача рисунка предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать и нежные пастельные полотна для создания богатой многоцветковой композиции.
Жостовская фабрика выпускает подносы с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Один из самых популярных оттенков — «слоновая кость». Реже встречаются «золото» и «агрессивные» красные полотна.
Для создания самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами. Кроме цветочных композиций жостовские мастера иногда рисовали и сюжетные картины. Это были сценки из жизни обычных людей, различные пейзажи, роскошные ландшафтные композиции. Популярный мотив художников — тройка лошадей в окружении цветов.
Главная особенность росписи — импровизационный подход к любым рисункам. Мастера вовсе не обязаны творить по строгим шаблонам и образцам, следовать особым схемам или натуре.
Учитывая удивительное разнообразие художественных приемов, импровизационную базу и креативный подход, каждый рисунок является поистине уникальным и неповторимым.