Скруглённый поднос со сложной росписью по чёрному фону. Цветы занимают всё пространство подноса: розы, незабудки, анютины глазки, ирисы. Их дополняют зеленые листья с желтоватыми и коричневыми оттенками. Роспись выполнена мастерами Жостово.
Жостовский поднос — один из символов русского народного искусства. В него вложено вдохновение лучших умельцев этого промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность.
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне — Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В их прейскуранте значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.».
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет — прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Роспись ведется в несколько последовательных приемов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого («долгого») мазка. Борта подносов расписывают легким «золотым» орнаментом (так называемая уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.
Жостовский поднос — один из символов русского народного искусства. В него вложено вдохновение лучших умельцев этого промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность.
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне — Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В их прейскуранте значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.».
В 1830 году производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические изделия, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет — прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Роспись ведется в несколько последовательных приемов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого («долгого») мазка. Борта подносов расписывают легким «золотым» орнаментом (так называемая уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.