В центре круглого подноса на черном фоне расположена композиция из крупных бутонов роз, разбавленная мелкими цветами анютиных глазок и розочек. Этот роскошный букет окружает зелень с красноватой оживкой. Роспись выполнена мастерами Жостовской фабрики декоративной росписи.
Жостовская роспись — народный промысел художественного украшения металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Он возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и других населенных пунктах.
Жостовская роспись — народный промысел художественного украшения металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Он возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и других населенных пунктах.
В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем они проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком (обычно черного цвета) с просушкой каждого слоя в печи. Потом мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному), причем художник работает сразу над несколькими изделиями.
Орнаментальный узор наносится «твореным» золотом (золотым порошком, разведенным в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. После росписи жостовские подносы снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.
Распространенные мотивы росписи жостовских изделий — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшения. По форме подносы бывают круглые, овальные, прямоугольные, восьмиугольные, комбинированные и другие.