Если Исаак Левитан искал лирических состояний природы, то работы Ивана Ивановича Шишкина отличали эпический размах и большие пространства. В изображении русского леса Иван Шишкин почти не имел себе равных. Трудно представить Россию без тех сосен, которые изображены на его полотнах. Он выписывал их нежно и подробно, вплоть до мельчайших чешуек коры. Иван Крамской отмечал, что в русском искусстве не было художника, который бы знал пейзаж столь «ученым образом».
Любимейшее время года Шишкина — лето, причем в поре расцвета и максимальной проявленности природных сил. Тишина и безветрие будто разлиты по пространству картины, мы ощущаем палящие лучи полуденного солнца, густой запах нагретой смолы и хвои.
Композиция музейной картины отличается основательностью, устойчивостью: это достигается с помощью горизонтального расположения холста, симметрично расположенных 2 больших сосен в центре. Деревья по бокам как бы срезаны, тем самым художник подчеркивает масштабность леса, необъятность русских просторов.
Живописец говорил, что первый план нужно писать «всевозможными способами, манерами и приемами», так как от этого больше выигрывает спокойная широкая трактовка дальних планов. При создании первого плана Шишкин использует гладкий мазок для изображения воды, мелкими тонкими штрихами прописывает травы и цветы.
Небо в этой работе заслуживает отдельного внимания. Высокое голубое небо художник пишет в более гладкой манере, а вот облака — крупными пастозными мазками. Красочный слой становится рельефным, что придает облакам «осязаемость». Создается ощущение, что мы видим их подробно, как будто они вблизи, и так низко, что могут зацепить верхушки сосен. А вот при написании стволов деревьев художник передает хвойную фактуру сосновых лап, применяя тончайшие оттенки цвета, различающего деревья одной породы.
Любимейшее время года Шишкина — лето, причем в поре расцвета и максимальной проявленности природных сил. Тишина и безветрие будто разлиты по пространству картины, мы ощущаем палящие лучи полуденного солнца, густой запах нагретой смолы и хвои.
Композиция музейной картины отличается основательностью, устойчивостью: это достигается с помощью горизонтального расположения холста, симметрично расположенных 2 больших сосен в центре. Деревья по бокам как бы срезаны, тем самым художник подчеркивает масштабность леса, необъятность русских просторов.
Живописец говорил, что первый план нужно писать «всевозможными способами, манерами и приемами», так как от этого больше выигрывает спокойная широкая трактовка дальних планов. При создании первого плана Шишкин использует гладкий мазок для изображения воды, мелкими тонкими штрихами прописывает травы и цветы.
Небо в этой работе заслуживает отдельного внимания. Высокое голубое небо художник пишет в более гладкой манере, а вот облака — крупными пастозными мазками. Красочный слой становится рельефным, что придает облакам «осязаемость». Создается ощущение, что мы видим их подробно, как будто они вблизи, и так низко, что могут зацепить верхушки сосен. А вот при написании стволов деревьев художник передает хвойную фактуру сосновых лап, применяя тончайшие оттенки цвета, различающего деревья одной породы.
Просветы между деревьями позволяют добиться ощущения открытости, готовности к встрече. Образ дороги только усиливает это впечатление. Она словно приглашает нас войти в лес, указывает путь. Но куда? Автор создает образ природы — некоего абсолюта, прекрасного Божьего творения, перед величием которого меркнут любые человеческие переживания. Именно в этом философия Ивана Ивановича Шишкина.