В публикацию неизданных произведений известного русского буржуазного историка Василия Осиповича Ключевского включены два курса — «Западное влияние в России после Петра» (прочитанный историком в 1890/91 учебном году) и конспект курса «Новейшая история Западной Европы в связи с историей России». Раздел историографии содержит очерки Ключевского, посвященные видным ученым XVIII–XIX вв.: В.Н. Татищеву, Н.М. Карамзину, М.П. Погодину, К.Н. Бестужеву-Рюмину, И.Е. Забелину, Н.И. Костомарову, Д.И. Иловайскому. Литературно-исторические наброски Ключевского включают его заметки о М.Ю. Лермонтове, Н.В. Гоголе, И.С. Аксакове, И.А. Гончарове, Ф.М. Достоевском, А.П. Чехове. Завершают сборник литературные произведения Ключевского — стихи, сказки, проза.
1 / 5
#1
Ключевский Василий Осипович
Неопубликованные произведения
#2
#4
Предисловие
#3
Творческий путь ученого — история его научных поисков, борьба его сомнений, возникновение и созревание его гипотез и выводов, складывание больших концепций — все это неотъемлемая проблематика истории науки, в нашем случае — исторической. Но историография вовсе не занята, как полагают иногда, только конечными результатами исследований ученых и закономерностями их смены и накопления. Сверх этой важной задачи она не может не включать в себя творческую историю работы ученого. Тут нельзя обойтись без архивных материалов, без работы в архиве.
Наше знакомство с трудами известного буржуазного историка В.О. Ключевского останется неполным, если мы не вникнем в творческий процесс создания его произведений. Большие возможности для этого дает изучение его еще не публиковавшихся курсов и материалов к ним.
Настоящим изданием продолжается публикация рукописного наследия В.О. Ключевского, начатая книгой «В.О. Ключевский: Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории». Оно открывается чрезвычайно интересным, ранее не публиковавшимся курсом «Западное влияние в России после Петра». Курс прочитан Ключевским в 1890/91 учебном году в Политехническом музее, в пользу голодающих. Голод в то время терзал крестьянскую Россию. Автор готовил курс к печати, но остановил работу, оборвав ее в самом конце: девять лекций уже были подготовлены, но десятая осталась незавершенной, в карандашной записи ряда отрывков. Тема эта не переставала интересовать ученого в течение всей его творческой жизни, пожалуй, еще со «Сказаний иностранцев о Московском государстве», если не раньше.
Название курса, придуманное автором, было лишь прикрытием настоящего замысла: Ключевский давал в этом лекционном курсе развернутую картину российского XVIII в., разоблачал паразитизм дворянства, бессильного справиться с новыми, неодолимыми для него задачами, вставшими перед страной. Лектор давал острую критику сменявших друг друга на престоле российских самодержцев и самодержиц. Перед широкой аудиторией Политехнического музея он чувствовал себя более свободно, нежели в университетской обстановке. Вероятно, острота поставленных тем и остановила руку Ключевского в последний момент. Сказать что-то в Политехническом в устной речи еще было можно, а вот напечатать такое в открытой печати представлялось не совсем безопасным.
Наше знакомство с трудами известного буржуазного историка В.О. Ключевского останется неполным, если мы не вникнем в творческий процесс создания его произведений. Большие возможности для этого дает изучение его еще не публиковавшихся курсов и материалов к ним.
Настоящим изданием продолжается публикация рукописного наследия В.О. Ключевского, начатая книгой «В.О. Ключевский: Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории». Оно открывается чрезвычайно интересным, ранее не публиковавшимся курсом «Западное влияние в России после Петра». Курс прочитан Ключевским в 1890/91 учебном году в Политехническом музее, в пользу голодающих. Голод в то время терзал крестьянскую Россию. Автор готовил курс к печати, но остановил работу, оборвав ее в самом конце: девять лекций уже были подготовлены, но десятая осталась незавершенной, в карандашной записи ряда отрывков. Тема эта не переставала интересовать ученого в течение всей его творческой жизни, пожалуй, еще со «Сказаний иностранцев о Московском государстве», если не раньше.
Название курса, придуманное автором, было лишь прикрытием настоящего замысла: Ключевский давал в этом лекционном курсе развернутую картину российского XVIII в., разоблачал паразитизм дворянства, бессильного справиться с новыми, неодолимыми для него задачами, вставшими перед страной. Лектор давал острую критику сменявших друг друга на престоле российских самодержцев и самодержиц. Перед широкой аудиторией Политехнического музея он чувствовал себя более свободно, нежели в университетской обстановке. Вероятно, острота поставленных тем и остановила руку Ключевского в последний момент. Сказать что-то в Политехническом в устной речи еще было можно, а вот напечатать такое в открытой печати представлялось не совсем безопасным.
read morehide
Неопубликованные произведения
Dimensions
22x15 cm
Technique
Типографская печать
0
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share