Грузовой теплоход «Жан Жорес» был спущен на воду в июне 1930 года на Северной Верфи в Ленинграде. В 1931 году вошел в состав Балтийского пароходства. Он был детищем первой пятилетки и назван именем видного политического деятеля Франции, основателя газеты «Юманите» Жана Жореса. Это было время, когда расширялись внешнеторговые связи страны, а для этого требовалось интенсивное пополнение торгового флота. Поэтому окончание постройки «Жана Жореса», ввод его в состав действующего флота явились не только традиционным праздником, но и торжеством, исполненным особого смысла и вызвавшим законную гордость судостроителей. Это был триумф развивающегося советского торгового флота.
Н.А. Пешкова с дочерями на теплоходе «Жан Жорес»
Dimensions
15,5x20,5 cm
Technique
фотопечать
Exhibition
1
Open in app #3
#4
Грузовой теплоход «Жан Жорес»
Свой первый дальний рейс «Жан Жорес» совершил в Гамбург в 1932 году. Затем были Киль (Германия), Лондон (Великобритания), Альхесирас (Испания), Стамбул (Турция). В 1933 году в порту Генуе (Италия) моряки приветствовали на борт судна Алексея Максимовича Горького с семьей. Он возвращался на «Жан Жоресе» в Одессу после лечения заболевания лёгких.
#5
С посадкой А.М. Горького на судно и в период следования между экипажем и Алексеем Максимовичем сразу же установились дружеские отношения. Его можно было увидеть везде: на мостике, на палубе, в машинном отделении. Он присутствовал на технической учебе, выступал перед экипажем.
М. Горький на теплоходе «Жан Жорес» 1933 г.
#6
М. Горький в группе моряков
Редкие фотографии, их около десятка. И на всех запечатлен А.М. Горький. Вот великий писатель в группе моряков, вот он на палубе теплохода, вот беседует с членами экипажа.
#25
Рассматривая эти фотографии, один из рабочих прокатного цеха Кировского завода внимательно взглянул на их владельца, уже немолодого мужчину, и спросил:
— А ведь вы, Борис Павлович, тоже сфотографированы здесь?
И Борис Павлович Купрович, прокатчик Кировского завода, объяснил:
— Я служил в морском торговом флоте, и мне посчастливилось совершить десятидневный рейс на теплоходе, на котором находился и Алексей Максимович. Это фотографии тех времен…
— А ведь вы, Борис Павлович, тоже сфотографированы здесь?
И Борис Павлович Купрович, прокатчик Кировского завода, объяснил:
— Я служил в морском торговом флоте, и мне посчастливилось совершить десятидневный рейс на теплоходе, на котором находился и Алексей Максимович. Это фотографии тех времен…
#26
М. Горький на теплоходе
#8
М. Горький на палубе.
Сообщение очень заинтересовало рабочих, и они попросили своего товарища подробнее рассказать об этом рейсе.
А дело было так.
В один из апрельских дней 1933 года Геную покинул советский теплоход «Жан Жорес». Путь лежал к родным берегам. На борту теплохода возвращался из Италии в Советский Союз великий русский писатель А.М. Горький. С ним был его сын Максим.
А дело было так.
В один из апрельских дней 1933 года Геную покинул советский теплоход «Жан Жорес». Путь лежал к родным берегам. На борту теплохода возвращался из Италии в Советский Союз великий русский писатель А.М. Горький. С ним был его сын Максим.
#27
Советские моряки были свидетелями того, как тепло приветствовали Алексея Максимовича жители Гануи. Еще большую радость испытали мы моряки, когда узнали, что Горький поедет на нашем теплоходе. Поднявшись на борт «Жана Жореса», Алексей Максимович обошел его, познакомился с членами команды. Через несколько дней Горький уже знал всех нас пот фамилиям. У нас возникали непринужденные беседы. Алексей Максимович умел замечательно слушать и давать направление разговору. Мы услышали от него много интересных рассказов о его жизни, о скитаниях, о работе в черноморских портах.
Борис Павлович Купрович, прокатчик Кировского завода
#21
Во время плавания на нашем теплоходе устраивались импровизированные концерты. Моряки пели, читали стихи. Горький всегда присутствовал на этих концертах. Сын Алексея Максимовича сделал тогда несколько снимков, отпечатал их и подарил нам.
Быстро промелькнули дни нашего плавания. Рано утром «Жан Жорес» пришвартовался в Одесском порту. Встречали теплоход тысячи людей. Тут же стихийно возник митинг, на котором выступал Алексей Максимович.
Десять дней пробыли моряки на теплоходе вместе с А.М. Горьким. Эти дни ни когда не забудутся. За это время они еще лучше узнали простого, обаятельного, душевного человека, великого русского писателя.
Быстро промелькнули дни нашего плавания. Рано утром «Жан Жорес» пришвартовался в Одесском порту. Встречали теплоход тысячи людей. Тут же стихийно возник митинг, на котором выступал Алексей Максимович.
Десять дней пробыли моряки на теплоходе вместе с А.М. Горьким. Эти дни ни когда не забудутся. За это время они еще лучше узнали простого, обаятельного, душевного человека, великого русского писателя.
В. Карпущенко
#11
27 июля 1941 года гражданский теплоход вошел в состав Черноморского флота, начав военную службу. На его корме установили пулемёты и 45-миллиметровые пушки. Капитан Г.Н. Лебедев и его экипаж с рвением взялись за выполнение поставленных задач. Так, в 1941 году судно неоднократно участвовало в операциях по эвакуации населения из приморских городов, доставляло продовольствие защитникам Одессы и Севастополя.
#22
В 1942 году теплоход был одним из первых, с чьего борта высадился Керченско-Феодосийский десант в Крыму. После успешного выполнения операции перед командой была поставлена новая задача — доставка подкрепления, оружия и боеприпасов в порт Феодосии. Под сильнейшими обстрелами судно совершило три рейса, в один из которых было серьёзно повреждено. Разорвавшаяся между кормой и причалом бомба повредила корпус. Экипаж своими силами залатал пробоины, полузатопленный корабль смог доплыть до Новороссийска, где сразу же был отремонтирован.
#13
В свой последний рейс «Жан Жорес» отправился 14 января 1943 года. Загрузившись в порту Новороссийска техникой и вооружением, судно направилось в Феодосию. Нанесенные взрывом повреждения мешали управлению и путь занял больше времени, чем обычно.
#23
Прибыв в Феодосийский залив 15 января к 20 часам, капитан понял, что причаливать предстоит, полагаясь на интуицию. Никаких ориентиров в порту не было, маяк был отключен.
Капитан знал, что воды залива во многих местах заминированы и все же смог пришвартовать судно. До утра в полнейшей темноте велась разгрузка. Одновременно на борт принимали раненых, чтобы затем доставить на лечение в Новороссийск. Как только начало светать, командование отдало приказ судну отойти от берега, чтобы противник не узнал о проводимой операции. С наступлением темноты «Жан Жорес» снова должен был вернуться в гавань и продолжить разгрузку.
#14
Около 21 часа теплоход снова вслепую приближался к Феодосии, когда по правому борту его оказалась магнитная мина. Взрыв унес жизни 40 человек, капитан был без сознания, горели ящики с боеприпасами, судно тонуло. Ещё на протяжении двух часов команда пыталась спасти теплоход, пытаясь заделать пробоины и откачать воду. На восстановление плавучести судна требовалось ещё несколько часов, но о подорвавшемся корабле уже узнали гитлеровцы и спешили добить его, начав обстрел с берега. Было принято решение об эвакуации.
#24
Выживших успел забрать катер «Кабардинец» и тральщик «Геленджик». Последними покинули борт утопающего «Жан Жореса» старпом, помполит и капитан. Так закончилась служба героического теплохода.
#18
Его разломленный корпус покоится на дне Феодосийского залива всего в 850 метрах от набережной. Место затопления обозначено буем. Каждый год дайверы прикрепляют к нему траурный венок в память о кораблях Великой Победы.
#28
МБУК «Государственный музей А.М. Горького»
read morehide
Н.А. Пешкова с дочерями на теплоходе «Жан Жорес»
Dimensions
15,5x20,5 cm
Technique
фотопечать
Exhibition
1
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share