В гостиной музея-усадьбы «Приютино» представлена музыкальная шкатулка из семьи А.П. Брюллова, которая до сих пор воспроизводит прекрасные музыкальные мелодии, услаждающие слух и популярные в XIX веке.
Шкатулка в прямоугольном корпусе красного дерева с музыкальным механизмом, состоящим из бронзовых валика, колесиков, различных деталей для завода и стального гребня. Весь механизм приводится в движение поворот ключика.
Какая же музыка, звучавшая из шкатулки, услаждала слух обитателей и гостей дома Александра Павловича Брюллова? На внутренней стороне крышки прикреплена этикетка с перечнем 6-ти музыкальных произведений:
— Моцарт. Вальс цветов.
— Fleur de Marie Marcailhou. (Вальс Гатьена Маркелью).
— Contredanse 27-27.
— 2 отрывка из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти.
— Отрывок из оперы «Роберт-дьявол» (фр. Robert le diable) Джакомо Мейербера.
— Hotel lambert polkа
Но спустя пару десятилетий была изобретена первая музыкальная «гребёнка» Специальный привод смещает музыкальный цилиндр, сцепляя с рядами «гребёнки» другие ряды штырьков, воспроизводящих мелодию. Когда вся мелодия сыграна, цилиндр перемещается в своё первоначальное положение. Такой механизм музыкальной шкатулки может воспроизводить несколько мелодий. Время звучания может достигать минуты. Музыкальный отрывок представляет наиболее характерную часть произведения, чтобы сразу можно было узнать мелодию.
Князь Владимир Фёдорович Одоевский, писатель, литературный критик и музыковед, написал замечательную сказку под названием «Городок в табакерке», в которой показал устройство и принцип работы музыкальных шкатулок прямо изнутри.
Главный герой Миша попадает во сне в сказочный городок табакерки, из которой доносится музыка. В коробочке спрятан целый механизм — спусковая пружина позволяет крутиться валику со множеством штырьков, расположенных в определенной последовательности, которыми он цепляет зубцы различной длины. Когда штырёк отпускает зубец, он бьет по пластинам под гребенкой из зубцов, которые и рождают необыкновенные мелодичные звуки музыкальных шкатулок. При этом Одоевский оживил детали табакерки, превратив их в мальчиков, сердитых дядек, ленивый валик и капризную принцессу-пружинку. Именно этот прием, когда неживые механические детали стали волей автора живыми существами, со своими характерами, позволил писателю создать удивительный сказочный город в табакерке.
Заглянем с вами в гостиную дворянской усадьбы. Что было модным в то далекое время? Как правило, гостиная была украшена изысканной резной корпусной и мягкой мебелью, вазами. Для проведения музыкальных вечеров в гостиных устанавливалось фортепиано. И, конечно же, украшением и гордостью гостиной было наличие музыкальной шкатулки.
Еще со времен Средневековья разнообразные шкатулки были символом благосостояния и занимали почетное место в доме. Зачастую у хозяина имелось несколько видов шкатулок: собственно ларцы, рабочие шкатулки, предназначенные для дамского рукоделия, строгие несессеры, кокетливые шкатулочки для драгоценностей, сами по себе представлявшие дорогостоящее произведение искусства. И, конечно, музыкальные шкатулки — такие изысканные в своем исполнении, в то же время — наивная забава, наполняющая дом атмосферой настоящей сказки, быть может, потому, что многие сказки повествуют о магических свойствах шкатулки. Это изделие и вправду обладает каким-то уникальным духом. «И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса…» — так прекрасно описал В. Одоевский принцип работы музыкальной шкатулки в своём произведении «Городок в табакерке».
Музыкальные шкатулки существовали и существуют исключительно ради удовольствия. Они будят воспоминания о прошлом, успокаивают нежными мелодиями и помогают вновь почувствовать себя детьми, стоит лишь приподнять крышку или несколько раз повернуть ручку шкатулки. За всей незатейливостью скрывается исключительно сложный механизм взаимосвязанных колесиков, зубчиков и приводов. В зависимости от размеров и звучали шкатулки по-разному. Чем шкатулка была больше, тем громче и приятнее лилась мелодия.
Музыкальные инструменты, созданные гениальными механиками, и сейчас являются чудом, которое не поддается описанию. Сложные механические конструкции работают спустя сотню и более лет.
В один прекрасный день мы заведем механизм старинной шкатулки и насладимся ее звучанием. И даже легкое «шуршание» прокручивающегося валика, соприкасающегося с зубчиками гребенки, не умалит ощущения, что ты попал в старую сказку.
Какое чудо! Сделаем несколько оборотов, и шкатулочка запоет!
Шкатулка в прямоугольном корпусе красного дерева с музыкальным механизмом, состоящим из бронзовых валика, колесиков, различных деталей для завода и стального гребня. Весь механизм приводится в движение поворот ключика.
Какая же музыка, звучавшая из шкатулки, услаждала слух обитателей и гостей дома Александра Павловича Брюллова? На внутренней стороне крышки прикреплена этикетка с перечнем 6-ти музыкальных произведений:
— Моцарт. Вальс цветов.
— Fleur de Marie Marcailhou. (Вальс Гатьена Маркелью).
— Contredanse 27-27.
— 2 отрывка из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти.
— Отрывок из оперы «Роберт-дьявол» (фр. Robert le diable) Джакомо Мейербера.
— Hotel lambert polkа
История МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКАТУЛОК начинается в конце XVIII века.
Первую музыкальную шкатулку придумали в Швейцарии в 1796 году. Женевский часовщик Антуан Фавр смастерил уникальный на то время механизм, который воспроизводил известные музыкальные произведения.
Вскоре эти игрушки превратились в настоящие произведения искусства и стали любимыми подарками не только для юных барышень, но и для вполне респектабельных матрон. Сначала такие простые механизмы встраивали во флаконы для духов и часы.Но спустя пару десятилетий была изобретена первая музыкальная «гребёнка» Специальный привод смещает музыкальный цилиндр, сцепляя с рядами «гребёнки» другие ряды штырьков, воспроизводящих мелодию. Когда вся мелодия сыграна, цилиндр перемещается в своё первоначальное положение. Такой механизм музыкальной шкатулки может воспроизводить несколько мелодий. Время звучания может достигать минуты. Музыкальный отрывок представляет наиболее характерную часть произведения, чтобы сразу можно было узнать мелодию.
Князь Владимир Фёдорович Одоевский, писатель, литературный критик и музыковед, написал замечательную сказку под названием «Городок в табакерке», в которой показал устройство и принцип работы музыкальных шкатулок прямо изнутри.
Главный герой Миша попадает во сне в сказочный городок табакерки, из которой доносится музыка. В коробочке спрятан целый механизм — спусковая пружина позволяет крутиться валику со множеством штырьков, расположенных в определенной последовательности, которыми он цепляет зубцы различной длины. Когда штырёк отпускает зубец, он бьет по пластинам под гребенкой из зубцов, которые и рождают необыкновенные мелодичные звуки музыкальных шкатулок. При этом Одоевский оживил детали табакерки, превратив их в мальчиков, сердитых дядек, ленивый валик и капризную принцессу-пружинку. Именно этот прием, когда неживые механические детали стали волей автора живыми существами, со своими характерами, позволил писателю создать удивительный сказочный город в табакерке.
Заглянем с вами в гостиную дворянской усадьбы. Что было модным в то далекое время? Как правило, гостиная была украшена изысканной резной корпусной и мягкой мебелью, вазами. Для проведения музыкальных вечеров в гостиных устанавливалось фортепиано. И, конечно же, украшением и гордостью гостиной было наличие музыкальной шкатулки.
Еще со времен Средневековья разнообразные шкатулки были символом благосостояния и занимали почетное место в доме. Зачастую у хозяина имелось несколько видов шкатулок: собственно ларцы, рабочие шкатулки, предназначенные для дамского рукоделия, строгие несессеры, кокетливые шкатулочки для драгоценностей, сами по себе представлявшие дорогостоящее произведение искусства. И, конечно, музыкальные шкатулки — такие изысканные в своем исполнении, в то же время — наивная забава, наполняющая дом атмосферой настоящей сказки, быть может, потому, что многие сказки повествуют о магических свойствах шкатулки. Это изделие и вправду обладает каким-то уникальным духом. «И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса…» — так прекрасно описал В. Одоевский принцип работы музыкальной шкатулки в своём произведении «Городок в табакерке».
Музыкальные шкатулки существовали и существуют исключительно ради удовольствия. Они будят воспоминания о прошлом, успокаивают нежными мелодиями и помогают вновь почувствовать себя детьми, стоит лишь приподнять крышку или несколько раз повернуть ручку шкатулки. За всей незатейливостью скрывается исключительно сложный механизм взаимосвязанных колесиков, зубчиков и приводов. В зависимости от размеров и звучали шкатулки по-разному. Чем шкатулка была больше, тем громче и приятнее лилась мелодия.
Музыкальные инструменты, созданные гениальными механиками, и сейчас являются чудом, которое не поддается описанию. Сложные механические конструкции работают спустя сотню и более лет.
В один прекрасный день мы заведем механизм старинной шкатулки и насладимся ее звучанием. И даже легкое «шуршание» прокручивающегося валика, соприкасающегося с зубчиками гребенки, не умалит ощущения, что ты попал в старую сказку.
Какое чудо! Сделаем несколько оборотов, и шкатулочка запоет!