Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Филоктет

Dimensions
30x41,5x28,5 cm
Technique
мрамор, резьба
0
Open in app
#4
В экспозиции музея-усадьбы «Приютино» представлена выдающаяся скульптурная работа Михаила Ивановича Козловского — «Филоктет».

Филоктет (Φιλοχτήτης) — в греческой мифологии царь города Мелибеи. В «Илиаде» (II 716–720) он назван предводителем воинов из городов Мефоны, Мелибеи и Олизона (на юге полуострова Магнесия в Фессалии). Друг и брат по оружию Геракла, метко стрелявший из лука, которому последний подарил ему свой лук с отравленными, не дающими промаха стрелами. По одному из вариантов мифа, Филоктет получил лук не от самого Геракла, а унаследовал его от своего отца, присутствовавшего при кончине героя.


Будучи одним из женихов прекрасной Елены, Филоктет принял участие в походе под Трою, возглавив ополчение на семи кораблях. Однако в пути его ужалила змея, и так как от незаживающей раны исходило нестерпимое зловоние, ахейцы вынуждены были оставить его на острове Лемнос. По одним источникам, это случилось на острове Тенедос (змея ужалила Филоктета во время жертвоприношения, которое ахейцы совершали в священном участке Аполлона, или во время последовавшего затем пира), по другим — на маленьком острове Хриса близ Лемноса (Филоктет случайно забрёл в участок местной богини, который охраняла змея). В историческое время (вплоть до I века) на острове существовал алтарь Филоктета с возложенными на него медным изображением змеи и луком. Почти десять лет томился Филоктет от болей в одиночестве, добывая себе пропитание охотой на диких птиц.

На десятом году Троянской войны жрец Калхант объявил, что Троя не может быть взята без лука и стрел Геракла, при помощи которых она однажды была завоёвана. Тогда греки отправили на Лемнос Одиссея и Диомеда, которые хитростью вошли в доверие к одинокому Филоктету и, воспользовавшись его забытьём во время одного из приступов боли, овладели его оружием. Потом им удалось убедить Филоктета следовать вместе с ними под Трою, где позже его исцелили в ахейском лагере один из сыновей Асклепия. В бою Филоктет насмерть сразил своей стрелой Париса.
При захвате Трои Филоктет, однако, играет второстепенную роль. О его судьбе после окончания Троянской войны известно немного. Уплыв в Южную Италию, Филоктет после сражения с луканами поселился в Кримиссе (на западном побережье Тарентинского залива), где он в память о своих скитаниях основал святилище Аполлона-странника и посвятил богу свой лук.


Миф о Филоктете звучит в одноимённых трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида, а также у афинского драматурга 4 в. до н. э. Теодекта и римского поэта Акция. Сохранилась до наших дней только трагедия Софокла.
#3
Филоктет
#5
Скульптор М.И. Козловский в своей работе отразил момент мучительного выживания героя на о. Лемнос: Филоктет тянется к ступне правой ноги и сжимает от нестерпимой боли кулак правой руки; каждая его мышца напряжена от бесконечного страдания. Рядом с ним — колчан и птица, пронзенная стрелой.

Эта работа мастера долгие годы считалась утраченной. В начале XIX века скульптура находилась у директора Горного корпуса, генерала от артиллерии Алексея Ивановича Корсакова (1751–1821), крупного собирателя произведений искусств, в том числе и работ М.И. Козловского, выполненных в терракоте, мраморе или бронзе. В 1822 году его коллекция была выставлена на аукцион.
Спустя 200 лет после своего рождения скульптура неузнанной была приобретена в музейное собрание с условным названием «Раненый Ахилл»: в 1989 году, разглядев в ней шедевр, скульптуру приобрел у М.И. Каверзиной В.М. Файбисович, начинавший свою деятельность научным сотрудником в музее-усадьбе «Приютино».

В 2007 году, при подготовке межмузейной выставки в Государственном Русском музее, посвященной 260-летию со дня рождения М.И. Козловского, научным сотрудником ГРМ Еленой Вениаминовной Карповой была выполнена новая атрибуция скульптуры из музея-усадьбы «Приютино», явившаяся настоящим открытием. Первая публикация Е.В. Карповой о шедевре М.И. Козловского напечатана была в журнале «Художественный вестник», № 1 за 2007 год, а затем и в ее книге, посвященной выдающемуся скульптору.


М.И. Козловский родился в 1753 году в Петербурге, в семье трубача галерного флота.
В одиннадцатилетнем возрасте (1764 г.) он был зачислен воспитанником Петербургской академии художеств, учился у Н.-Ф. Жиле. Неоднократно награждался серебряными и золотыми медалями. В 1773 г. Михаил Иванович окончил Академию с большой золотой медалью, получив по окончании обучения звание классного художника 1-й степени и право совершенствовать свой талант в качестве академического пансионера в Италии и Франции (1774–1778 гг.)

Михаил Иванович Козловский — скульптор, из всех российских деятелей искусства проживший, пожалуй, самую короткую, но и самую блистательную жизнь, став выдающимся ваятелем и ярчайшим представителем классического направления в искусстве России. Особый интерес творца вызывали персонажи античных мифов и русской истории. Именно в них он находил идеалы, важные не только для его современников, но и для потомков. Среди знаменитых его работ мраморные статуи «Бдение Александра Македонского» и «Екатерина II в образе Минервы» (Русский музей). Работая в области станковой пластики, исполнил ряд портретов и серию терракотовых эскизов на сюжет «Илиады» Гомера (середина 1790-х гг., Русский музей). Среди его монументальных произведений наиболее значительны — памятник А.В. Суворову для Петербурга (1799–1801), группа «Самсон, раздирающий пасть льва» для Большого каскада в Петергофе (1800–1801), надгробие П.И. Мелиссино (1800) и С.А. Строгановой (1802, оба — в Александро-Невской лавре).
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Филоктет

Dimensions
30x41,5x28,5 cm
Technique
мрамор, резьба
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%