Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Портрет А.Н. Оленина

Dimensions
71,5x55 cm
Technique
холст, масло
0
Open in app
#2

В галерее Господского дома на стене можно видеть парные портреты хозяев усадьбы. Один из них является уменьшенной копией неизвестного художника, выполненной с оригинала А.Г. Варнека 1820 года, находящейся в музее Академии художеств.

На портрете изображён Алексей Николаевич Оленин (1763–1843) — историк, ученый, основоположник российской художественной археологии, художник, гравёр, медальер, коллекционер. Член Российской академии с 1786, член Петербургской Академии наук с 1804, её же почётный член с 1809, директор Императорской Публичной библиотеки с 1811 года, статс-секретарь Государственного совета, Государственный секретарь (1814—1827), президент Академии Художеств с 1817 года, почётный член Московского университета (1826), действительный тайный советник.

Алексей Николаевич Оленин изображен сидящим в кресле красного дерева. Худощавое лицо с глубоко посаженными глазами, обрамленное волосами с проседью, повернуто влево. Руки покоятся на коленях, в левой руке пенсне. Он одет в форменный сюртук, виден ворот белой манишки. На груди звезды орденов Св. Александра Невского и Св. Владимира, а также золотая медаль за 1807 год «Земскому войску» на Владимирской ленте и бронзовая медаль за 1812-й год на Владимирской ленте. На шее — черно-красная лента ордена Св. Владимира.

В очерке, посвященном Алексею Николаевичу Оленину, В.О. Ключевский характеризовал его как «одно из блестящих произведений и оправданий школы Екатерины II и Бецкого, мечтавших о воспитании дельцов, которые, подобно древнеримским деятелям, способны были бы становиться мастерами всюду, куда призывала их польза государства и отечества».

#3

Прекрасно образованный человек, страстный любитель искусств и литературы, талантливый рисовальщик, с тонким чувством изящного и огромной начитанностью, любитель отечественной старины и покровитель рождающихся отечественных талантов, при обширных связях в высшем петербургском обществе, простой в обращении и гостеприимный хозяин-хлебосол, деливший свое время и силы между службой и дружбой — вот каким изображается Оленин в этих биографиях и мемуарах. Я не буду говорить о том, что он делал для Академии художеств, которую он оставил в блестящем состоянии, но застал в полном упадке, в которой у целой трети учеников росли зобы от дурной пищи и душного воздуха в классах и спальнях и профессора и ученики в натурном классе едва могли отчихаться от копоти смрадных ламп.


Мы перебираем лучшие страницы истории нашей литературы и общежития, припоминая жизнь Оленина. Сначала он — один из самых видных членов кружка Державина, благотворно влиявший своим литературным вкусом на Хемницера, потом у него собирается собственный кружок, где своими людьми становятся Крылов и Гнедич; последний по совету Оленина и Уварова предпринял перевод всей Илиады гекзаметрами. Постепенно разрастаясь благодаря приветливости и любознательности хозяев, этот кружок скоро превратился в самое многолюдное и лучшее литературно-художественное собрание в Петербурге… Здесь можно было видеть русских художников трех поколений, начиная с Боровиковского и даже старого Косенна, помнившего еще первые времена Бецкого, и оканчивая молодым художником 14 класса Солнцевым. Русская литература бывала здесь в полном сборе, во всей пестроте своего состава. Может быть, только в этом добродушном доме и можно было встретить за одним столом и бессмертных арзамасцев с беспокойным «Сверчком» Пушкиным во главе, и важных покойников-халдеев шишковско-державинской «Беседы». Светила русского пера, резца и кисти на закате находили здесь почтительный прием; но и таланты, едва вырезывавшиеся из-за горизонта, впервые были замечаемы в доме Оленина, как на зоркой обсерватории. Не говорим о Крылове, который не знал, где он больше дома, у себя или у Оленина, и басни которого здесь знали раньше, чем они появлялись в печати.
В.О. Ключевский в очерке, посвященном Алексею Николаевичу Оленину
#4

Варнек Александр Григорьевич (1782-1843), выдающийся портретист и исторический живописец, преподаватель портретной живописи в Академии Художеств. До конца своих дней состоял в Совете Академии Художеств. На академических выставках демонстрировались его картины, вызывавшие неизменный интерес знатоков и любителей живописи, порождавшие многочисленные отклики в прессе (в журналах «Сын Отечества», «Отечественные записки», в альманахе «Северные цветы» и других изданиях тех лет). Хорошо чувствуя и передавая характер человека, художник удивительным образом умел раскрыть индивидуальность личности, ее неповторимость, за что и получил почетное прозвание — «русский Ван Дейк».

Известный живописный поколенный портрет президента А.Н. Оленина был представлен на выставке в Академии художеств в 1820 году.
Изображенные на груди ордена Св. Владимира и св. Александра Невского были позже переписаны. «Сделал это, скорее всего, сам А.Г. Варнек в 1824 году, когда на квартире Олениных писал портрет Елизаветы Марковны Олениной, супруги Алексея Николаевича», — считает исследователь творчества художника и его праправнук — В.А. Варнек.

Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Портрет А.Н. Оленина

Dimensions
71,5x55 cm
Technique
холст, масло
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%