История возникновения городецкой матрешки, как самостоятельного исторического направления искусства, к сожалению, не столь подробна, как нам хотелось бы. Однако, согласно одной из нескольких основных версий, появилась городецкая чудо-кукла в самом начале XX века. Дело в том, что после посещения известнейший в то время выставки в Париже, прошедшей в 1900 году, Сергиево-Посадская матрешка обрела мировую известность, заслужив внимание огромного числа визитеров экспозиции, а впоследствии и простых горожан. Такое внимание было оценено и на родине, благодаря чему, аналогичные, в первую очередь по форме, куклы стали делать во множестве регионов России.
В виду растущей популярности матрешки среди народа, в тех или иных поселениях стали создаваться артели, а затем и полноценные механизированные предприятия, где производство этого сувенира-игрушки осуществлялось с применением своей собственной росписи и, при этом, регламентировалось технологическими нормативами и регламентами. Так, на одном из предприятий г. Городец, расположенного на реке Волге в Нижегородской области, появилась своя — городецкая матрешка.
Что касается непосредственно технологического вопроса, то городецкая роспись предполагает применение красок ярких оттенков, а также тонкой контурной обводки, правда, без предварительного нанесения наброска. Если же, в целом, сравнить городецкую матрешку с аналогичным изделием из других регионов, то здесь следует отметить наличие у куклы из Городца следующих уникальных особенностей: цветовая насыщенность и богатство элементов в рисунке; статность формы сувенира; преобладание в оформлении матрешки красного, голубого и желтого оттенков, используемых при раскрашивании, как фона, так и элементов куклы: фартука, сарафана, платка и прочего: строгая симметричность элементов рисунка, будь то цветы или птицы.
В виду растущей популярности матрешки среди народа, в тех или иных поселениях стали создаваться артели, а затем и полноценные механизированные предприятия, где производство этого сувенира-игрушки осуществлялось с применением своей собственной росписи и, при этом, регламентировалось технологическими нормативами и регламентами. Так, на одном из предприятий г. Городец, расположенного на реке Волге в Нижегородской области, появилась своя — городецкая матрешка.
Главной отличительной особенностью, характеризующей городецкую матрешку, является использование при ее оформлении уникальной городецкой росписи, зародившейся во второй половине 19 века. Согласно устоявшейся традиции, основными сюжетами такой росписи являются содержательные ситуации с провинциально-житейским уклоном, а также различные персонажи — от обычных людей, до экзотических животных в воинственных позах. Однако в случае с городецкой матрешкой, центральным элементом оформления, отображаемым на переднике, выступают причудливых размеров и форм цветы и бутоны.
Что касается непосредственно технологического вопроса, то городецкая роспись предполагает применение красок ярких оттенков, а также тонкой контурной обводки, правда, без предварительного нанесения наброска. Если же, в целом, сравнить городецкую матрешку с аналогичным изделием из других регионов, то здесь следует отметить наличие у куклы из Городца следующих уникальных особенностей: цветовая насыщенность и богатство элементов в рисунке; статность формы сувенира; преобладание в оформлении матрешки красного, голубого и желтого оттенков, используемых при раскрашивании, как фона, так и элементов куклы: фартука, сарафана, платка и прочего: строгая симметричность элементов рисунка, будь то цветы или птицы.