Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Эта роспись берет свое начало от резных городецких прялок, которые состояли из гребня и донца (подгузника), на котором сидела пряха. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски в настоящую картину.
Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на городецких донцах преобладает живописная манера украшения. Для росписи изначально использовались яичные краски. На смену им пришли масленые, темперные и гуашевые составы. Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево. Это позволило сделать рисунки более легкими, придавая им прозрачности. Различают три базовых вида композиций: «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.
Роспись выполняют прямо на деревянной основе. На ее поверхности тонкими карандашными линиями очерчивают основные линии рисунка. Особое внимание уделяют его «узлам», то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими звеньями крупных узоров и могут выполняться во время импровизации.
В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.
Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на городецких донцах преобладает живописная манера украшения. Для росписи изначально использовались яичные краски. На смену им пришли масленые, темперные и гуашевые составы. Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево. Это позволило сделать рисунки более легкими, придавая им прозрачности. Различают три базовых вида композиций: «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.
Роспись выполняют прямо на деревянной основе. На ее поверхности тонкими карандашными линиями очерчивают основные линии рисунка. Особое внимание уделяют его «узлам», то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими звеньями крупных узоров и могут выполняться во время импровизации.
В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.
Финальный этап — нанесение контрастных (черных или белых) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.