Своеобразие Пименова-художника заключается в том, что для выражения духа своего времени ему не нужны какие-либо исключительные сюжеты. Он принадлежит к мастерам, сознание которых целиком пронизано острым чувством современности. За каждым явлением и предметом видит он человеческий ум и сердце, волю, энергию, своеобразие характера. Пименов обладал способностью рассказывать о людях, не изображая их. О каждом из нас могут красноречиво «говорить» принадлежащие нам вещи. Именно поэтому часто натюрморты и пейзажи Пименова воспринимаются как сложные бытовые жанры, где язык намеков и метафор наполняется чрезвычайно конкретным, целенаправленным и всегда глубоким человеческим смыслом.
Таков и натюрморт «Лирические стихи» (1965) из серии работ «Новые кварталы», за создание которой Юрий Пименов в 1967 был удостоен звания лауреата Ленинской премии — высшего признания творческих заслуг в нашей стране.
Художник любил работать сериями. Если каждое отдельное произведение соотносится, как правило, только с одной гранью реальности, то серия в целом монументализирует ежедневную зарисовку действительности, превращая ее в одну из живописных страниц панорамной художественной летописи эпохи, поднимая лирику сиюминутного до уровня современного эпоса.
Многозначность содержания при простоте сцен — одна из особенностей творчества Пименова, присущая всей его работам. Смотря на картину «Лирические стихи», мы попадаем в атмосферу вещей. Разбросанные в ящике стола бумаги, чашка кофе на столе, заправленный в пишущую машинку чистый лист и даже сохнущие на балконе чулки — слишком жанровый мотив, который мог бы снизить поэтическое настроение, а в данном случае создает еще более земной и близкий нам образ, — раскрывают нам мир занятий живущего здесь человека, давая возможность представить его самого. Человека в комнате нет, однако все здесь согрето его дыханием, его интеллектуальным трудом, и эта жизненная поэзия образа картины (как, впрочем, и во многих других) воплощена во всем ее строе и ритме, состоянии света и воздуха, в зорком и точном отборе деталей, определяющих время и место действия.
Много лет Пименов преподавал в институте кинематографии, воспитывая художников кино, и некоторые особенности этого искусства нашли свое выражение в композиционном строе его работ. В композиционном отношении многие полотна Пименова имеют «кадровый», фрагментарный характер. Он словно намеренно суживает пространство своих картин, оставляя самые выразительные детали и намек на то, что в этом пространстве еще что-то может присутствовать. Это как кадры, выхваченные из жизни. Благодаря этим качествам произведений, художник привлекает зрителей к активному сотворчеству — воображение каждого зрителя может подсказать ему свое прочтение картины.
Созданию поэтического настроения натюрморта активно служит и его колорит. Полотна мастера всегда сотканы из множества мазков нежных по оттенкам цветов, что не мешает ему передавать весомость и материальность форм, четкость контуров предметов. Любимые сочетания блекло-голубого, лимонно-желтого, сиреневого, розового и жемчужно-серого цветов придают его работам не только своеобразие, но и особую мягкость и прозрачность.
Работы Ю.И. Пименова прочно вошли в советское искусство свое особой — лиричной, задушевной, но не теряющей от этого значительности интонацией. И они раскрывают нам еще одну грань реальности наших будней.