Исаак Левитан вошел в историю русского пейзажного искусства, как создатель «пейзажа настроения», как художник, который в значительной мере проецировал на природу собственные чувства. Современники говорили, что он открыл им истинную поэзию скромной, неброской среднерусской полосы. Прожив всего 40 лет, художник оставил огромное творческое наследие: пастели, акварели, иллюстрации, графику и, конечно, проникновенные эмоциональные живописные полотна.
Левитану было присуще тонкое и более проникновенное, чем у его предшественников и современников, ощущение красочной, живописной прелести русской природы. Она расцветает в его пейзажах свежими, чистыми, незамутненными красками. Природа Левитана дышит той же правдивой и в то же время поэтической сказочной красотой, что и природа, воспетая народной песней и сказкой. Разглядывая пейзажи И. И. Левитана, мы словно проникаем вместе с художником в самую душу русской природы, в ее поэтический мир.
Этюд «Лесная речка», представленный в экспозиции Дальневосточного художественного музея, создает впечатление законченной работы. Его отличает строгая ритмическая организация, тщательная выверенность композиции. Она разбивается на условные треугольники: справа на переднем плане — каменистый берег, он же — слева; холм, покрытый зеленой травой в глубине правой части работы созвучен косогору, покрытому кустарником в левой части картины. Вершины этих треугольников сходятся в одной точке — лесной избушке, именно она намекает на присутствие человека.
Основным элементом переднего плана картины является река, в которой как в зеркале отражаются облака. Лента лесной речки, стремящаяся к линии горизонта, задает этюду диагональную композицию.
Свой любимый зелёный цвет художник умел разбить на десяток оттенков. От светло-зеленого колорита травы автор переходит на темно-зеленый колорит для передачи сумрака леса. У Левитана цвет не перестаёт быть интенсивным, предметы, отдаляясь, темнеют очень незначительно. Тонкие слои, лессировка — вот так добивался мастер сказочной живописности своих творений.
Левитану было присуще тонкое и более проникновенное, чем у его предшественников и современников, ощущение красочной, живописной прелести русской природы. Она расцветает в его пейзажах свежими, чистыми, незамутненными красками. Природа Левитана дышит той же правдивой и в то же время поэтической сказочной красотой, что и природа, воспетая народной песней и сказкой. Разглядывая пейзажи И. И. Левитана, мы словно проникаем вместе с художником в самую душу русской природы, в ее поэтический мир.
Этюд «Лесная речка», представленный в экспозиции Дальневосточного художественного музея, создает впечатление законченной работы. Его отличает строгая ритмическая организация, тщательная выверенность композиции. Она разбивается на условные треугольники: справа на переднем плане — каменистый берег, он же — слева; холм, покрытый зеленой травой в глубине правой части работы созвучен косогору, покрытому кустарником в левой части картины. Вершины этих треугольников сходятся в одной точке — лесной избушке, именно она намекает на присутствие человека.
Основным элементом переднего плана картины является река, в которой как в зеркале отражаются облака. Лента лесной речки, стремящаяся к линии горизонта, задает этюду диагональную композицию.
Свой любимый зелёный цвет художник умел разбить на десяток оттенков. От светло-зеленого колорита травы автор переходит на темно-зеленый колорит для передачи сумрака леса. У Левитана цвет не перестаёт быть интенсивным, предметы, отдаляясь, темнеют очень незначительно. Тонкие слои, лессировка — вот так добивался мастер сказочной живописности своих творений.