Создатель известного батального полотна «Лейб-гвардии Конный полк в сражении при Фершампенуазе» Богдан (Готфрид) Павлович Виллевальде считается крупнейшим баталистом петербургского академизма середины XIX века. Художник происходил из семьи богатого иностранца из Баварии. Первые уроки живописи в детстве Богдан Павлович брал у Карла Юнгштедта, который приходился тестем Густаву Фаберже.
Большая золотая медаль (первого достоинства) Императорской Академии художеств
Виллевальде обучался в Императорской Академии художеств в 1838–1842 годах. Его преподавателями были Карл Брюллов и Александр Зауервейд. По завершении обучения художник получил большую золотую медаль за произведение «Сражение при Фер-Шампенуазе» (1842 г.) и был командирован в заграничную поездку в Дрезден, где работал над полотнами, освещающими события 1813 года. В этот период Виллевальде создавал работы, на которых изображались эпизоды из истории Наполеоновских войн: сражение под Кульмом, битва под Лейпцигом, битва за Париж и уже изученное им сражение при Фер-Шампенуазе, события которого не раз находили отражение в творчестве художника. С 1848 года Богдан Павлович стал профессором батальной живописи и преподавал в Академии художеств до 1894 года, когда после реформы Академии оставил должность и уехал в Дрезден. Картины Виллевальде экспонировались на Всемирных выставках в Париже, в Вене, в Антверпене и в Берлине.
Виллевальде Б.П. «Николай I с цесаревичем Александром в мастерской художника в 1854 году». 1884 год. Государственный Русский музей
В завершающий период творческой деятельности художник вновь обратился к хорошо изученным им темам Наполеоновских войн, изображая отдельные эпизоды через призму военно-идиллических сцен, в которых персонажи стали приобретать характер, отдельные узнаваемые черты. Одной из картин, созданных в последний период творчества Виллевальде, стала работа «Лейб-гвардии Конный полк в сражении при Фер-Шампенуазе» (1891 г.).
В ходе сражения при Фер-Шампенуазе, проходившего 25 марта 1814 года, кавалерия из главной армии союзников атаковала корпуса маршалов Огюста-Фредерика- Луи Мармона и Эдуарда Адольфа Казимира Мортье. Французы потерпели поражение и были вынуждены отступить, потеряв около 5000 человек. Это было последнее сражение на севере перед отречением Наполеона от престола. В успехе битвы важную роль сыграла поддержка конной артиллерии, в том числе участие Лейб-гвардии конного полка, который изобразил в центре полотна Б.П. Виллевальде.
На картине изображен момент напряженной битвы, в центре которой оказались конные гвардейцы, значительно превосходящие врага. Один этот фрагмент сражения, запечатленный на картине, позволяет зрителю понять, каков будет исход битвы. Разгром Наполеоновских войск под Фер-Шампенуазе разделил французскую армию, открыв союзникам путь на Париж.
Динамичный момент ожесточенной битвы, мастерски описанный Виллевальде, отражает и подытоживает самые узнаваемые черты творчества художника, которые раскрываются в самых известных его полонах, сделавших его признанным мастером батальной живописи и крупнейшим баталистом академизма XIX века.