Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Князь Александр Невский

Dimensions
141,5x80 cm
Technique
холст, масло
1
Open in app
#1
Картина Михаила Нестерова является эскизом мозаичного панно, находящегося в «северном киоте» (перед северной частью иконостаса) в церкви Воскресения Христова (Спас на Крови). Нестеров выполнил эскизы нескольких мозаик, украсивших внешние стены и интерьер знаменитого петербургского храма. Большинство из них отражали творческие искания художника на путях символизма и модерна. Рассматриваемая картина (и мозаика) ближе к неорусскому стилю, хотя развивает закрепившуюся с XVIII века традицию изображения великого князя не монахом-схимником, а воином и правителем. Александр Невский (1221–1263), принявший монашеский постриг непосредственно перед смертью, не был подвижником-аскетом или церковным иерархом. Но решал религиозные вопросы, связанные с внешней и внутренней политикой. В отношениях с монголами он продолжил линию старших князей (поколение его отцов), признавших верховенство ханов и отказавшихся от вооруженного противостояния из-за отсутствия ресурсов. 

С другой стороны, княжа в Новгороде и победив в приграничных сражениях шведов (1240) и рыцарей-ливонцев (1242), Александр Невский признал их относительно слабым противником. В этом контексте, учитывая также подготовку православно-католической унии в Византийской (Никейской) империи (1240-е — 1250-е), надо рассматривать отношения Римского престола и князя Александра. 

Два сохранившихся послания от папы Иннокентия IV (январь и сентябрь 1248 года) свидетельствуют о предварительном согласии князя перейти в католичество и признать верховную власть папы над Русской Церковью (очевидно, в обмен на поддержку борьбы с монголами). Такой ход событий мог иметь место, если бы никейский император Иоанн III Дука и константинопольский патриарх Мануил II официально заключили союз с римским первосвященником, преодолев многовековые разногласия. В ходе двухгодичной поездки по степям (1248–1249) — к хану Батыю и далее в ставку великого хана — Александр Невский окончательно убедился в огромной военной мощи Монгольской империи. Также он понял, что монголы (в отличие от западных соседей Руси) не претендуют на захват земель, довольствуясь вассалитетом, выплатой дани и признавая право покоренных народов на свою религию. А воинские формирования из католических стран неспособны противостоять монгольской армии. Получив от ханов ярлыки на княжение в Киевской (1249), а затем во Владимиро-Суздальской (1252) землях, князь Александр отказался от союза с Римско-Католической Церковью. Видимо, он тогда уже знал и о безрезультатных попытках подобного сближения со стороны Никейской империи и галицко-волынского князя Даниила. Политический курс Александра Невского основывался на реальном балансе сил, но при этом обеспечил церковно-религиозную независимость северно-русских земель.

read morehide

Князь Александр Невский

Dimensions
141,5x80 cm
Technique
холст, масло
1
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%