Павел Андреевич Федотов (1815—1852), родился в семье поручика. С юного возраста он был распределен отцом в Первый Московский кадетский корпус, где дослужился до звания фельдфебеля. В последствии юноша был произведен в прапорщики и направлен в лейб-гвардии Финляндский полк, где он прослужил десять лет. Вскоре после начала своей службы в Санкт-Петербурге Федотов начал посещать вечерние курсы Императорской Академии Художеств, хотя интерес к рисованию у него проявился еще в кадетском корпусе, где он часто рисовал карикатуры на себя и своих товарищей. В этот период он чаще обращается к портрету, особенно популярным был портрет князя Михаила Павловича, который у него охотно покупали.
Первое признание пришло к живописцу, когда тот вдохновился приездом великого князя в Красносельский полк, который был встречен овациями гвардейцев, и запечатлел этот момент. Увидев полотно «Встреча великого князя», тот пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Далее Федотов пишет «Освещение знамен в Зимнем Дворце, обновленном после пожара», и вновь представляет картинку великому князю, который в свою очередь своему брату, Николаю I; Федотову разрешают добровольно оставить службу и посвятить себя живописи.
Он был уволен, по собственной воле, в 1844 году и наступили материально затруднительные времена, когда на скудную пенсию нужно было содержать себя, обнищавшую семью и карьеру художника. Но Павел Андреевич не сдавался и стал одним из мастеров жанровой живописи, по совету И.А. Крылова. Затем благодаря Карлу Брюллову, которому полюбились полотна Федотова, он был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие.
Успех пришел в конце 1840-х, но они не были безоблачны; из-за сатиры и принципиальности присущих живописцу, он подвергался цензуре, от него начали отворачиваться, ранее благоволившие ему. Именно в таких произведениях, как «Вдовушка», он запечатлевает эти горькие эмоции.