Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Великий Новгород

Dimensions
30,1x36,6 cm
Technique
Офорт
2
Open in app
#3
В XVII в. Новгород переживал тяжелые в экономическом и политическом смысле времена, обусловленные Смутой в России и Тридцатилетней войной в Европе. В самой Европе XVII в. был бурной и сложной эпохой, поэтому восприятие и само драматическое ощущение жизни европейских путешественников накладывалось на фактическое взаимодействие с этим древним русским городом и его историей.
#4
Адам Олеарий
Адам Олеарий (1599-1671) был немецким философом, ученым, изучавшим восточные языки (и даже русский), получивший образование, а затем и преподававший в Лейпциге. Однако за время Тридцатилетней войны (1618-1648) этот город не раз страдал от осад или находился вблизи ожесточенных полей сражений, что заставило Олеария, как и многих его современников, искать более спокойного места для жизни и работы. Таким прибежищем стали для него северные германские земли — владения Фридриха III, герцога Гольштейн-Готторпского, который строил планы по развитию торговли. 
#5
Именно поэтому в 1633 году он направил в Москву, к царю Михаилу Федоровичу Романову, целую экспедицию, в которой Олеарий занял место секретаря. По дороге Олеарий делал записи и зарисовки, которые затем были гравированы тремя мастерами. Некоторое время Адам Олеарий содержал их у себя дома, чтобы следить за достоверностью перевода своих рисунков на медные доски, с которых впоследствии и были отпечатаны иллюстрации. Адам Олеарий опубликовал свои мемуары в Германии, после чего они стали широко известны в Европе.
Сегодня для нас может быть важно, с какой именно стороны приехал Олеарий в Новгород — на своѐм пути он сначала увидел Ригу, куда прибыл морем, потом Ревель (Таллин) и Нарву, он видел Ладогу и крепость Орешек, а оттуда уже в 1634 году попал в Великий Новгород. 
Гравюра с изображением Хутынского монастыря. Адам Олеарий
#8
Это можно счесть просто деталями путешествия, но, по сути, они являются той панорамой, в которую город на Волхове вписывается, если попытаться посмотреть на него глазами современника.
#6
Название города на гравюре «Великий Новгород» дано и в транскрипции, и в переводе на немецкий (Gros. Navgard). На первом плане можно увидеть почти античные руины — они в графической форме, вероятно, выражают мысль Олеария о разрушениях вокруг города. На листе обозначены также новгородский кремль (Schloss), река Волхов (Wolchav Fluvi) и Антониев монастырь (S. Antoni. Kloster).
#7
Драматическая история Великого Новгорода XVI в., когда он подвергся многим напастям — от чумы до ереси, служит Олеарию для характерного в немецкой барочной литературе поучения. Сначала он ссылается на известную поговорку: «А кто может стояти против Бога да и Велика Новагорода», а затем в духе риторики барокко подводит читателя к тому, что даже Великий Новгород не столь велик, чтобы выдержать все тяготы времени. Это драматическое ощущение, однако, не является насмешкой над самим городом, а выступает отличным примером барочного понимания мира как мира преходящего, мира vanitas (бренности бытия). И Новгород служит Олеарию хорошей почвой для доказательства этого тезиса, вскрывающего мироощущение людей XVII в.


Для подготовки материала были использованы иллюстрации и тексты из источников:
1. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Каталог. — СПб.: Фонд содействия реставрации памятников истории и культуры «Спас», информационно-издательская фирма «Лики России», 2014. —656 с., ил.
2. Коваленко Г.М. Великий Новгород. Взгляд из Европы. XV — начало XX в. «Европейский дом»: — Санкт-Петербург, 2010. — 456 с., илл.
3. Секретарь Л.А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. — М.: Северный паломник, 2011. — 656 с.: илл.

read morehide

Великий Новгород

Dimensions
30,1x36,6 cm
Technique
Офорт
2
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%