В XVII в. Новгород переживал тяжелые в экономическом и политическом смысле времена, обусловленные Смутой в России и Тридцатилетней войной в Европе. В самой Европе XVII в. был бурной и сложной эпохой, поэтому восприятие и само драматическое ощущение жизни европейских путешественников накладывалось на фактическое взаимодействие с этим древним русским городом и его историей.
1 / 16
#3
#4
Адам Олеарий
Адам Олеарий (1599-1671) был немецким философом, ученым, изучавшим восточные языки (и даже русский), получивший образование, а затем и преподававший в Лейпциге. Однако за время Тридцатилетней войны (1618-1648) этот город не раз страдал от осад или находился вблизи ожесточенных полей сражений, что заставило Олеария, как и многих его современников, искать более спокойного места для жизни и работы. Таким прибежищем стали для него северные германские земли — владения Фридриха III, герцога Гольштейн-Готторпского, который строил планы по развитию торговли.
#5
Именно поэтому в 1633 году он направил в Москву, к царю Михаилу Федоровичу Романову, целую экспедицию, в которой Олеарий занял место секретаря. По дороге Олеарий делал записи и зарисовки, которые затем были гравированы тремя мастерами. Некоторое время Адам Олеарий содержал их у себя дома, чтобы следить за достоверностью перевода своих рисунков на медные доски, с которых впоследствии и были отпечатаны иллюстрации. Адам Олеарий опубликовал свои мемуары в Германии, после чего они стали широко известны в Европе.
Сегодня для нас может быть важно, с какой именно стороны приехал Олеарий в Новгород — на своѐм пути он сначала увидел Ригу, куда прибыл морем, потом Ревель (Таллин) и Нарву, он видел Ладогу и крепость Орешек, а оттуда уже в 1634 году попал в Великий Новгород.
Сегодня для нас может быть важно, с какой именно стороны приехал Олеарий в Новгород — на своѐм пути он сначала увидел Ригу, куда прибыл морем, потом Ревель (Таллин) и Нарву, он видел Ладогу и крепость Орешек, а оттуда уже в 1634 году попал в Великий Новгород.
Гравюра с изображением Хутынского монастыря. Адам Олеарий
#8
Это можно счесть просто деталями путешествия, но, по сути, они являются той панорамой, в которую город на Волхове вписывается, если попытаться посмотреть на него глазами современника.
#6
Название города на гравюре «Великий Новгород» дано и в транскрипции, и в переводе на немецкий (Gros. Navgard). На первом плане можно увидеть почти античные руины — они в графической форме, вероятно, выражают мысль Олеария о разрушениях вокруг города. На листе обозначены также новгородский кремль (Schloss), река Волхов (Wolchav Fluvi) и Антониев монастырь (S. Antoni. Kloster).
#7
Драматическая история Великого Новгорода XVI в., когда он подвергся многим напастям — от чумы до ереси, служит Олеарию для характерного в немецкой барочной литературе поучения. Сначала он ссылается на известную поговорку: «А кто может стояти против Бога да и Велика Новагорода», а затем в духе риторики барокко подводит читателя к тому, что даже Великий Новгород не столь велик, чтобы выдержать все тяготы времени. Это драматическое ощущение, однако, не является насмешкой над самим городом, а выступает отличным примером барочного понимания мира как мира преходящего, мира vanitas (бренности бытия). И Новгород служит Олеарию хорошей почвой для доказательства этого тезиса, вскрывающего мироощущение людей XVII в.
Для подготовки материала были использованы иллюстрации и тексты из источников:
1. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Каталог. — СПб.: Фонд содействия реставрации памятников истории и культуры «Спас», информационно-издательская фирма «Лики России», 2014. —656 с., ил.
2. Коваленко Г.М. Великий Новгород. Взгляд из Европы. XV — начало XX в. «Европейский дом»: — Санкт-Петербург, 2010. — 456 с., илл.
3. Секретарь Л.А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. — М.: Северный паломник, 2011. — 656 с.: илл.
read morehide
2
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share