Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Новгород, город Московии

Dimensions
36,6x45,5 cm
Technique
Офорт, резцовая гравюра
1
Open in app
#2
К началу XVIII века относится «Прелестная галерея мира» лейденского издателя Питера ван дер Аа. Многотомный труд, дававший почти исчерпывающую визуальную информацию о том или ином месте планеты, был, по своей сути, сборником изображений и карт, лишенным текста. В «Прелестной галерее мира» было собрано огромное количество гравюр, оригиналы и прототипы которых можно датировать в основном XVII в. (реже — XVI). Эта компиляция была своеобразным итогом барочного освоения мира, его познания и осмысления. Ван дер Аа перепечатывал многие гравюры без указания авторства, а с него копии делали на протяжении века другие издатели, способствуя распространению визуальной информации о различных уголках мира, и о Новгороде в том числе.

#5
Так, вид Новгорода воспроизведен с оригинала Николаса Витсена, который посетил Россию в 1660-е гг. Витсен оставил после себя не только дневник путешествия, но и опубликовал в конце XVII в. большой труд этнографического характера о Сибири — «Северная и Восточная Тартария». Нас же интересует именно его дневник, который был им переработан в книгу «Путешествие в Московию», напечатанную, правда, лишь в XX в. и до того известную только в рукописи. В рисованном виде была известна и панорама Новгорода, сделанная во время первого путешествия в Россию. Именно это изображение воспроизводит в своей компиляции ван дер Аа, приводя его также во французском переиздании книги Адама Олеария 1719 г. 
Портрет Николааса Витсена
#8
Отметим этот факт, ведь чтобы сделать книгу еще зрелищнее и привлекательнее, ван дер Аа включает в нее иллюстрацию совсем из другого путешествия.
#6
Гравюра немного отличается от оригинала — Витсен подробно зафиксировал панораму самого Новгорода. 
#9
Гравер же добавил резкое перспективное сокращение и стаффажные фигуры на первом плане.
#7
Витсен так писал о Новгороде: «Под городом много монастырей и большие поля. Когда мы достигли города, они водили нас вокруг или вдоль него, что длилось, хотя мы быстро ехали рысью, ¾ часа. 
Часть рисунка с изображением скопления церквей
#10
Нас повели обратно вдоль реки, в объезд деревянной внешней стены, затем через реку Волхов, примерно до середины города, там нас высадили и через мост, ведущий из города, перевели в пригород. Этот мост не уступает нашему амстердамскому, но он сделан из дерева. Прямо в город, т. е. в пределы каменных стен, обшитых деревом, иностранцев не пускают». Нужно сказать, что иностранцы останавливались на Торговой стороне (именно там находилось в свое время представительство Ганзы, немецкие и шведские торговые представительства). Панорама Новгорода XVII в. производит действительно сильное впечатление. Несмотря на то, что посольство было ограничено в передвижении, Витсен писал в дневнике, что успел рассмотреть город. Несомненно, Новгород впечатлял путешественника в XVII в., хотя его подлинный экономический расцвет оставался позади.

Из статьи «Великий Новгород: эволюция образа в графике XVII–XIX вв.»

Для подготовки текстовой и мультимедийной части использовались:
1. Коваленко Г.М. Великий Новгород. Взгляд из Европы. XV — начало XX в. — Санкт-Петербург, 2010. — 456 с., ил.
2. Николаас Витсен. Путешествие в Московию, 1664-1665. Дневник. — СПб: «Симпозиум». 1996.
read morehide

Новгород, город Московии

Dimensions
36,6x45,5 cm
Technique
Офорт, резцовая гравюра
1
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%