К началу XVIII века относится «Прелестная галерея мира» лейденского издателя Питера ван дер Аа. Многотомный труд, дававший почти исчерпывающую визуальную информацию о том или ином месте планеты, был, по своей сути, сборником изображений и карт, лишенным текста. В «Прелестной галерее мира» было собрано огромное количество гравюр, оригиналы и прототипы которых можно датировать в основном XVII в. (реже — XVI). Эта компиляция была своеобразным итогом барочного освоения мира, его познания и осмысления. Ван дер Аа перепечатывал многие гравюры без указания авторства, а с него копии делали на протяжении века другие издатели, способствуя распространению визуальной информации о различных уголках мира, и о Новгороде в том числе.
1 / 15
Новгород, город Московии
Dimensions
36,6x45,5 cm
Technique
Офорт, резцовая гравюра
Exhibition
1
Open in app #2
#5
Так, вид Новгорода воспроизведен с оригинала Николаса Витсена, который посетил Россию в 1660-е гг. Витсен оставил после себя не только дневник путешествия, но и опубликовал в конце XVII в. большой труд этнографического характера о Сибири — «Северная и Восточная Тартария». Нас же интересует именно его дневник, который был им переработан в книгу «Путешествие в Московию», напечатанную, правда, лишь в XX в. и до того известную только в рукописи. В рисованном виде была известна и панорама Новгорода, сделанная во время первого путешествия в Россию. Именно это изображение воспроизводит в своей компиляции ван дер Аа, приводя его также во французском переиздании книги Адама Олеария 1719 г.
Портрет Николааса Витсена
#8
Отметим этот факт, ведь чтобы сделать книгу еще зрелищнее и привлекательнее, ван дер Аа включает в нее иллюстрацию совсем из другого путешествия.
#6
Гравюра немного отличается от оригинала — Витсен подробно зафиксировал панораму самого Новгорода.
#9
Гравер же добавил резкое перспективное сокращение и стаффажные фигуры на первом плане.
#7
Витсен так писал о Новгороде: «Под городом много монастырей и большие поля. Когда мы достигли города, они водили нас вокруг или вдоль него, что длилось, хотя мы быстро ехали рысью, ¾ часа.
Часть рисунка с изображением скопления церквей
#10
Нас повели обратно вдоль реки, в объезд деревянной внешней стены, затем через реку Волхов, примерно до середины города, там нас высадили и через мост, ведущий из города, перевели в пригород. Этот мост не уступает нашему амстердамскому, но он сделан из дерева. Прямо в город, т. е. в пределы каменных стен, обшитых деревом, иностранцев не пускают». Нужно сказать, что иностранцы останавливались на Торговой стороне (именно там находилось в свое время представительство Ганзы, немецкие и шведские торговые представительства). Панорама Новгорода XVII в. производит действительно сильное впечатление. Несмотря на то, что посольство было ограничено в передвижении, Витсен писал в дневнике, что успел рассмотреть город. Несомненно, Новгород впечатлял путешественника в XVII в., хотя его подлинный экономический расцвет оставался позади.
Из статьи «Великий Новгород: эволюция образа в графике XVII–XIX вв.»
Для подготовки текстовой и мультимедийной части использовались:
1. Коваленко Г.М. Великий Новгород. Взгляд из Европы. XV — начало XX в. — Санкт-Петербург, 2010. — 456 с., ил.
2. Николаас Витсен. Путешествие в Московию, 1664-1665. Дневник. — СПб: «Симпозиум». 1996.
Из статьи «Великий Новгород: эволюция образа в графике XVII–XIX вв.»
Для подготовки текстовой и мультимедийной части использовались:
1. Коваленко Г.М. Великий Новгород. Взгляд из Европы. XV — начало XX в. — Санкт-Петербург, 2010. — 456 с., ил.
2. Николаас Витсен. Путешествие в Московию, 1664-1665. Дневник. — СПб: «Симпозиум». 1996.
read morehide
Новгород, город Московии
Dimensions
36,6x45,5 cm
Technique
Офорт, резцовая гравюра
Exhibition
1
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share