Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#3
С начала 1870-х годов Саврасов, прежде работавший в основном в окрестностях Москвы, стал часто ездить в провинцию. Больше всего художнику пришлась по душе Волга — Саврасов побывал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, и в последующие пять лет волжские пейзажи будут главным предметом его живописи.
В первый год в Поволжье, с 1870-го по 1871-й, художник написал сразу несколько картин, включая масштабное полотно «Волга под Юрьевцем», за которое он получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств в 1871 году. В работе над «Волгой» Саврасову помогал Перов, с которым он близко общался и преподавал в Училище живописи.
#4
Волга под Юрьевцем. Алексей Саврасов. 1871. Частное собрание, Франция
#35

Молвитино

#5
В декабре 1870 года у художника возник конфликт с Училищем живописи — его упрекнули в том, что у него мало учеников, и лишили казенной квартиры. Расстроенный Саврасов взял отпуск на полгода и в самый разгар занятий вместе с семьей уехал в Ярославль, приняв (судя по всему, от Третьякова) заказ на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге».
#7
В Ярославле Саврасов вел «тихую и сосредоточенную жизнь», которую нарушила болезнь жены и смерть новорожденной дочери. Но уже весной 1871 года художник, окрыленный успехом картины «Волга под Юрьевцем» и охваченный творческим экстазом, отправился на поиски пейзажа, которые привели его в село Молвитино (позже переименованное в Сусанино), в нескольких десятках верст от Костромы. Там он и создал первые этюды, легшие в основу «Грачей». Дописанную уже в Москве картину еще до первой выставки заметил и купил Третьяков, чем сильно разочаровал императрицу Марию Александровну, которой пришлось довольствоваться только копией полотна.
#8
Пейзаж с церковью и колокольней. Набросок к картине. Алексей Саврасов. Начало 1870-х. Государственная Третьяковская галерея
#36

Весна

#9
Один из учеников Саврасова в Училище живописи, Константин Коровин, вспоминал, как молодые художники, воодушевленные словами своего преподавателя, гурьбой шли в Сокольники, где «фиалки уже распустились», в Останкино — изучать природу, проникаться ею и писать этюды. «Ступайте писать — ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают — хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте», — говорил художник. Вся мастерская с первыми весенними днями отправлялась за город. Коровин вспоминает наставление Саврасова: «Надо почувствовать, надо чувствовать — как хорошо в воздухе чувствуется весна».
#10
Ранняя весна. Константин Коровин. 1870-е. Государственная Третьяковская галерея
#37

Колокольня

#11
Неприметная сельская церквушка с шатровой колокольней, которая виднеется из-за берез, — это православная церковь Воскресения Христова в селе Молвитино (ныне — Сусанино), которая была построена в конце XVII века. Со свойственной ему реалистичностью в подходе к изображению предметов Саврасов пишет ее с облупившейся штукатуркой, обнажившейся кирпичной кладкой. Храм одновременно тянется к небу и приникает к земле. В «Грачах» возвышенное и приземленное идут рука об руку.
#12
Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. Алексей Саврасов. 1871. Нижегородский государственный художественный музей
#13
Художник любил старинную русскую архитектуру, видимо находя в ней ту же особую поэзию, которую он видел в природе. В том же 1871 году он написал Воскресенский собор Печерского монастыря — обитель, основанную еще в XIV веке, в которой хранились редчайшие рукописи и древняя икона Богоматери. Картина «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» вдохновила ученика Саврасова, Исаака Левитана, на полотно «Вечер. Золотой Плес» (1889).
#14
Вечер. Золотой Плес. Исаак Левита. 1889. Государственная Третьяковская галерея
#38

Грачи

#17
Грачи — символ приходящей весны, обновления природы. Они заставляют картину звучать. Но их темные силуэты полны и какого-то мистического, почти религиозного значения. «Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна», — говорил Саврасов своим ученикам.

Его картины часто сравнивали с музыкальными произведениями. Лидер передвижников Иван Крамской больше всего ценил художника за наличие в его живописи «душевных нервов, которые чутки к шуму и музыке в природе… струны, которая могла бы обращаться в песню».
#18
Грачи прилетели. Фрагмент
#39

Деревья

#19
В живописи Саврасова прослеживается мотив устремленности ввысь, часто повторяются образы мачт и деревьев, которые тянутся к небосклону и раздвигают границы полотна.

Прилетевшие грачи вьют гнезда на стволах неказистых берез — символ возвращения к жизни. Метафорой воскресения служит и спрятавшаяся за их стволами верба: с ее ветками, аналогом пальмовых ветвей в холодном климате, на Руси традиционно встречали Вербное воскресенье.

В стволах деревьев также есть особое внутреннее движение «вверх-вниз», которое и придает картине особую музыкальность.
#20
Грачи прилетели. Фрагмент
#24

Живой воздух пейзажа

#21
На картине есть только легкий, едва заметный намек на солнце. Но при этом полотно необыкновенно светлое, нежное и сдержанное по колориту. Оно наполнено струящимся, обволакивающим предметы воздухом, без которого, по словам самого художника, «пейзаж — не пейзаж». Свет как будто идет от земли, его источника не видно.

«Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу», — писал о Саврасове Исаак Левитан.
#23
Грачи прилетели. Фрагмент
#25

Горизонт

#26
Изображая линию горизонта, Саврасов намеренно использовал более светлые оттенки красок, размывая их, чтобы создать ощущение широты и глубины открывающегося глазу зрителя пространства.
#27
Грачи прилетели. Фрагмент
#28

Небо

#29
Небо на «Грачах» затянуто облаками и написано в серо-голубых, тусклых тонах. Для того чтобы в точности передать малейшие оттенки, Саврасов специально пользуется непокрытым красками холстом.

Прибегнув к одному из своих излюбленных приемов — «вертикали» от земли к небу, художник изображает небесные блики и в проталинах на нижней части полотна.
#30
Грачи прилетели. Фрагмент
#31

Снег

#32
Внимание Саврасова к деталям и его умение чувствовать природу проявляются в тончайшем рисунке подтаявшего снега: где-то он потемневший, где-то — сиреневый, нежно-лиловый, голубой и даже розовый. В нижней части полотна на нем лежит легкая сетка теней от берез. На крыше дома художник изображает его желтовато-белым, а на бугре у забора — с проглядывающим розовато-золотистым отсветом.
#33
Грачи прилетели. Фрагмент
read morehide

Грачи прилетели

Technique
холст, масло
114
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%