Мария Павловна Чехова (1863–1957) — младшая и единственная сестра А.П. Чехова. Она родилась в Таганроге, в десять лет поступила в Мариинскую женскую гимназию, но проучилась в ней всего три года. В 1876 году с матерью и младшим братом Маша уехала в Москву, где жили отец и старшие братья. Девушка закончила Московское епархиальное Филаретовское женское училище с педагогическим классом (1882), затем — Высшие женские курсы Герье. Много лет она преподавала историю и географию в московской частной гимназии Л.Ф. Ржевской. Живописью Мария Павловна увлеклась во второй половине 1890-х годов.
Фотокопия. М.П. Чехова
В 1897 году Мария Павловна подала прошение в Совет Московского художественного общества с просьбой принять ее в число вольных слушателей Училища живописи, ваяния и зодчества, в котором ранее учился брат Николай. В 1898 году с молодыми художницами Дроздовой и Хотяинцевой ездила в подмосковный Звенигород на этюды.
М.П. Чехова. Мелиховский пейзаж
Исаак Левитан помогал начинающей художнице, советовал ей не бросать занятия живописью, учиться у хороших педагогов. В письме Чехову Левитан рекомендует:
Пусть много работает, а главное — пусть глубоко работает, она это понимает.
Здорово работает Ваша сестра Мария Павловна, и, надо думать, добьется своего в деле рисования.
В августе 1899 года А.П. Чехов по настоянию врачей окончательно переселился в Крым. Строительство его дома в Аутке, пригороде Ялты, закончилось осенью того же года, бывший пустырь был засажен разнообразными растениями. Уже в 1900 году это был настоящий, хоть и молодой сад. После переезда брата в Ялту Мария Павловна часто гостила у него. Она помогала и в работах по саду, предпочитая заниматься плодовыми растениями.
Этюд «Ялта» был написан Марией Павловна в 1900-е годы (точная дата не установлена). На этюде изображен фрагмент городского пейзажа, предположительно усадебный дом Чехова, Белая дача. Работа выполнена в технике масляной живописи на холсте.
После кончины писателя его сестра становится хозяйкой Белой дачи — так называли ялтинский дом Чехова.
Увлечение живописью у М.П. Чеховой продлилось недолго. В 1900-е годы она все меньше уделяет этому внимания. Этюд «Ялта», вероятно, — одна из последних работ Марии Павловны, что делает его уникальным.