Первый историк нидерландского искусства Карел ван Мандер сообщает: «Из многих даровитых мастеров живописи, уже с юных лет приобретших известность… я не знаю никого, кто бы мог по природным способностям сравниться с нашим Лукой Лейденским, который был как бы уже рожден живописцем и гравером с кистью и резцом в руках… Можно сказать, что он был всеобъемлющим, то есть искусным и сведущим во всем, что имеет связь с живописью, так как он писал и масляными и клеевыми красками исторические картины, портреты, натюрморты, пейзажи и фигуры и, сверх того, с самого детства занимался живописью по стеклу и гравированием на меди…»
Мужчина и дама в сопровождении шута
Technique
Гравюра
Collection
Собрание Татьяны Македонской, Москва
Exhibition
2
Open in app#1
Лукас ван Лейден (Лука Лейденский)
Мужчина и дама в сопровождении шута
#2
Лука Лейденский, Автопортрет
#3
Лукас ван Лейден или, в русской традиции, Лука Лейденский, был первым нидерландским художником, который еще при жизни, в первой трети XVI века, получил европейскую известность и признание. Большинство его произведений — это печатная графика, созданная, главным образом, в технике резцовой гравюры на меди. На выставке представлена одна из самых ранних его работ, которую он выполнил в 14 лет в качестве гравера. То есть Лукас ван Лейден перенес на медную пластину композицию другого художника.
#9
Делали это с помощью стального резца — штихеля. Затем гравированная пластина покрывалась специальной краской и очищалась так, чтобы краска осталась только в углублениях, нанесенных резцом. После этого гравер помещал пластину на бумажный лист, и под мощным прессом рисунок переносился с меди на бумагу. Такая техника позволяла сделать большое количество оттисков. Печатные гравюры были доступны гораздо большему числу людей, чем живописные полотна, поэтому популярность их была чрезвычайной.
#8
Некоторые исследователи ставят под сомнение дату рождения Луки Лейденского, считая, что он не мог создавать настолько профессиональные гравюры, как эта, в 16 лет, но если учесть, что его учителем был отец, то юный возраст гравера не кажется таким уж неправдоподобным.
#10
Штрих его бесконечно разнообразен. Благодаря такому штрихованию Лука Лейденский передает и ощущение объема, и разнообразие фактур.
#5
Гравюра называется «Мужчина с факелом и дама в сопровождении шута». На то, что за дамой следует шут, или, как их иначе называли, глупец, указывает маротта — жезл с шутовской головой на конце, который дал также название кукле-марионетке. Шуты при аристократических домах уже в XV веке носили особый наряд — колпак с ослиными ушами и узкие панталоны из тканей контрастных цветов. Но это не было обязательным требованием, и часто они одевались в обыкновенный костюм прислуги, ведь кроме обязанностей развлекать хозяина шуты часто выполняли всевозможные поручения, а порой исполняли при господине роль советника. На принадлежность мужчины справа к шутовской профессии может указать также зубчатый петушиный гребень на головном уборе.
#6
Молодая дама принадлежит к высшему обществу и по критериям своей эпохи она безусловная красавица. У нее высокий выщипанный лоб, очень тонкие, также выщипанные, брови и большие выпуклые глаза. Маленькая грудь, худоба и S-образный изгиб фигуры также считались обязательными условиями женской красоты. Особенно ценился выступающий животик, для чего под юбки подкладывали простеганные подушечки — босы. Модный силуэт аристократки подчеркивает длинный шлейф.
#7
Молодой мужчина одной рукой обнимает даму за талию, другой несет зажженный факел. В этом случае факел, по всей видимости, символизирует любовь и плодовитость. Завязанный узлом пояс на платье дамы, видимо, указывает на добродетельность его хозяйки. Опираясь на эти символы, мы можем предположить, что рисунок представляет молодых супругов в сопровождении придворного шута и, возможно, являет собой свадебный подарок.
read morehide
Мужчина и дама в сопровождении шута
Technique
Гравюра
Collection
Собрание Татьяны Македонской, Москва
Exhibition
2
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share