Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Мужчина и дама в сопровождении шута

Technique
Гравюра
Collection
Собрание Татьяны Македонской, Москва
2
Open in app
#1
Лукас ван Лейден (Лука Лейденский)
Мужчина и дама в сопровождении шута
#2
Первый историк нидерландского искусства Карел ван Мандер сообщает: «Из многих даровитых мастеров живописи, уже с юных лет приобретших известность… я не знаю никого, кто бы мог по природным способностям сравниться с нашим Лукой Лейденским, который был как бы уже рожден живописцем и гравером с кистью и резцом в руках… Можно сказать, что он был всеобъемлющим, то есть искусным и сведущим во всем, что имеет связь с живописью, так как он писал и масляными и клеевыми красками исторические картины, портреты, натюрморты, пейзажи и фигуры и, сверх того, с самого детства занимался живописью по стеклу и гравированием на меди…»
Лука Лейденский, Автопортрет
#3
Лукас ван Лейден или, в русской традиции, Лука Лейденский, был первым нидерландским художником, который еще при жизни, в первой трети XVI века, получил европейскую известность и признание. Большинство его произведений — это печатная графика, созданная, главным образом, в технике резцовой гравюры на меди. На выставке представлена одна из самых ранних его работ, которую он выполнил в 14 лет в качестве гравера. То есть Лукас ван Лейден перенес на медную пластину композицию другого художника. 
#9
Делали это с помощью стального резца — штихеля. Затем гравированная пластина покрывалась специальной краской и очищалась так, чтобы краска осталась только в углублениях, нанесенных резцом. После этого гравер помещал пластину на бумажный лист, и под мощным прессом рисунок переносился с меди на бумагу. Такая техника позволяла сделать большое количество оттисков. Печатные гравюры были доступны гораздо большему числу людей, чем живописные полотна, поэтому популярность их была чрезвычайной.
#8
Некоторые исследователи ставят под сомнение дату рождения Луки Лейденского, считая, что он не мог создавать настолько профессиональные гравюры, как эта, в 16 лет, но если учесть, что его учителем был отец, то юный возраст гравера не кажется таким уж неправдоподобным. 
#10
Штрих его бесконечно разнообразен. Благодаря такому штрихованию Лука Лейденский передает и ощущение объема, и разнообразие фактур.
#5
Гравюра называется «Мужчина с факелом и дама в сопровождении шута». На то, что за дамой следует шут, или, как их иначе называли, глупец, указывает маротта — жезл с шутовской головой на конце, который дал также название кукле-марионетке. Шуты при аристократических домах уже в XV веке носили особый наряд — колпак с ослиными ушами и узкие панталоны из тканей контрастных цветов. Но это не было обязательным требованием, и часто они одевались в обыкновенный костюм прислуги, ведь кроме обязанностей развлекать хозяина шуты часто выполняли всевозможные поручения, а порой исполняли при господине роль советника. На принадлежность мужчины справа к шутовской профессии может указать также зубчатый петушиный гребень на головном уборе. 
#6
Молодая дама принадлежит к высшему обществу и по критериям своей эпохи она безусловная красавица. У нее высокий выщипанный лоб, очень тонкие, также выщипанные, брови и большие выпуклые глаза. Маленькая грудь, худоба и S-образный изгиб фигуры также считались обязательными условиями женской красоты. Особенно ценился выступающий животик, для чего под юбки подкладывали простеганные подушечки — босы. Модный силуэт аристократки подчеркивает длинный шлейф.
#7
Молодой мужчина одной рукой обнимает даму за талию, другой несет зажженный факел. В этом случае факел, по всей видимости, символизирует любовь и плодовитость. Завязанный узлом пояс на платье дамы, видимо, указывает на добродетельность его хозяйки. Опираясь на эти символы, мы можем предположить, что рисунок представляет молодых супругов в сопровождении придворного шута и, возможно, являет собой свадебный подарок.
read morehide

Мужчина и дама в сопровождении шута

Technique
Гравюра
Collection
Собрание Татьяны Македонской, Москва
2
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%