Будёновка (официальные наименования — зимний головной убор, зимний шлем или просто шлем) — форменный головной убор военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), суконный шлем с козырьком и складывающимися бортами, в опущенном виде закрывающими уши и шею.
В советской военно-исторической литературе утверждалось, что будёновка (а также шинель с поперечными клапанами-«разговорами», гимнастёрка и другие элементы новой военной формы красноармейцев) были созданы в 1918–1919 годах специально для Красной армии.
Буденовка по форме напоминает шлем русских богатырей, поэтому сначала ее прозвали «богатыркой».
Данный головной убор состоит из колпака по форме головы, суживающегося кверху и имеющего вид шлема, и отгибающихся: назатыльника и козырька.
Козырек имеет овальную форму, пришит спереди.
Назатыльник опускался сзади к шее, имеет удлиненные концы, которые застегиваются под подбородком. Также назатыльник можно было сложить и пристегнуть к двум пуговицам.
Колпак состоит из шести одинакового размера кусков сукна темного цвета, формы равнобедренного сферического треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольников сходятся наверху в центре колпака.
К наружному колпаку пришивается внутренний из бязи колпак с ватною простёганной подкладкой.
Спереди к колпаку головного убора, симметрично по отношению к козырьку пришивается пятиконечная звезда из цветного сукна, обращённая острым концом вверх.
В центре звезды должен быть прикреплен значок-кокарда установленного образца с эмалью вишнёвого цвета. На нашей буденовке кокарда отсутствует.
Буденовку, изготовленную из сукна черного цвета на ватной подкладке, передала в музей жительница села Абатское Александрова Аза Матвеевна. Этот головной убор сохранился в семье от дяди Азы Матвеевны, Портнягина Петра Никитича, жителя деревни Речкунова Абатского района.
В советской военно-исторической литературе утверждалось, что будёновка (а также шинель с поперечными клапанами-«разговорами», гимнастёрка и другие элементы новой военной формы красноармейцев) были созданы в 1918–1919 годах специально для Красной армии.
Однако в 1990-е годы в российской научно-популярной литературе и публицистике стала распространённой версия о том, что подобный головной убор в составе комплекта новой формы разработали ещё в годы Первой мировой войны для предполагавшихся «парадов Победы» русской армии в Берлине и Константинополе.
Согласно этой версии, новая парадная форма хранилась на складах и в войска не поступала, а уже после Октябрьской революции была использована для обмундирования бойцов Красной армии.
Буденовка по форме напоминает шлем русских богатырей, поэтому сначала ее прозвали «богатыркой».
Данный головной убор состоит из колпака по форме головы, суживающегося кверху и имеющего вид шлема, и отгибающихся: назатыльника и козырька.
Козырек имеет овальную форму, пришит спереди.
Назатыльник опускался сзади к шее, имеет удлиненные концы, которые застегиваются под подбородком. Также назатыльник можно было сложить и пристегнуть к двум пуговицам.
Колпак состоит из шести одинакового размера кусков сукна темного цвета, формы равнобедренного сферического треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольников сходятся наверху в центре колпака.
К наружному колпаку пришивается внутренний из бязи колпак с ватною простёганной подкладкой.
Спереди к колпаку головного убора, симметрично по отношению к козырьку пришивается пятиконечная звезда из цветного сукна, обращённая острым концом вверх.
В центре звезды должен быть прикреплен значок-кокарда установленного образца с эмалью вишнёвого цвета. На нашей буденовке кокарда отсутствует.
Буденовку, изготовленную из сукна черного цвета на ватной подкладке, передала в музей жительница села Абатское Александрова Аза Матвеевна. Этот головной убор сохранился в семье от дяди Азы Матвеевны, Портнягина Петра Никитича, жителя деревни Речкунова Абатского района.