Перед Нами меднолитой крест-распятие старообрядцев, так называемый Голгофский крест.
В XVII веке, отколовшаяся от официальной церкви часть верующих (не принявших реформы патриарха Никона) не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств. Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.
У старообрядцев был принят восьмиконечный крест, подобный тому Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.
Этот крест состоит из одной вертикальной и трёх поперечных перекладин, из которых самая нижняя располагается по диагонали. Восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.
Верхняя — небольшая вертикальная перекладина, на которую римляне вешали табличку с описанием преступления, за которое человек подвергался казни через распятие, присутствует надпись по двум сторонам «ЦРЬ СЛВЫ». Над этой надписью находятся изображения двух ангелов с покрывалами в руках, которые как бы спускаются к Распятому Христу.
Над ангелами, в навершии креста, находится изображение Господа Вседержителя в звездчатом нимбе и с надписанием «ГДЬ САВАОФ», в облаках.
Ниже, на центральной перекладине, по обе стороны надпись «IС ХС». Все вместе это означает «Иисус Христос Царь Славы».
Под центральной перекладиной Голгофского креста добавлена надпись «НИКА» (в переводе с греческого «победа»), что означает победу Христа над смертью.
Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл. По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия. Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.
Из горы Голгофы, по обе стороны креста торчат копьё и трость с губкой. Эти орудия, применявшиеся в процессе казни Христа, символизируют собой пытки и мучения, которые претерпел Христос во имя очищения грехов человечества.
Под нижней перекладиной — символическая Голгофа с черепом (главой Адама) у основания.
На обратной стороне распятия молитва на старославянском языке: «Крест, хранитель всея вселенныя, крест, красота Церкве: крест, царей держава: крест, верных утверждение: крест, ангелов слава, и демонов язва».
Литье средне рельефное, местами присутствует темно-синяя эмаль
В XVII веке, отколовшаяся от официальной церкви часть верующих (не принявших реформы патриарха Никона) не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств. Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.
У старообрядцев был принят восьмиконечный крест, подобный тому Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.
Этот крест состоит из одной вертикальной и трёх поперечных перекладин, из которых самая нижняя располагается по диагонали. Восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.
Верхняя — небольшая вертикальная перекладина, на которую римляне вешали табличку с описанием преступления, за которое человек подвергался казни через распятие, присутствует надпись по двум сторонам «ЦРЬ СЛВЫ». Над этой надписью находятся изображения двух ангелов с покрывалами в руках, которые как бы спускаются к Распятому Христу.
Над ангелами, в навершии креста, находится изображение Господа Вседержителя в звездчатом нимбе и с надписанием «ГДЬ САВАОФ», в облаках.
Ниже, на центральной перекладине, по обе стороны надпись «IС ХС». Все вместе это означает «Иисус Христос Царь Славы».
Под центральной перекладиной Голгофского креста добавлена надпись «НИКА» (в переводе с греческого «победа»), что означает победу Христа над смертью.
Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл. По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия. Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.
Из горы Голгофы, по обе стороны креста торчат копьё и трость с губкой. Эти орудия, применявшиеся в процессе казни Христа, символизируют собой пытки и мучения, которые претерпел Христос во имя очищения грехов человечества.
Под нижней перекладиной — символическая Голгофа с черепом (главой Адама) у основания.
На обратной стороне распятия молитва на старославянском языке: «Крест, хранитель всея вселенныя, крест, красота Церкве: крест, царей держава: крест, верных утверждение: крест, ангелов слава, и демонов язва».
Литье средне рельефное, местами присутствует темно-синяя эмаль