Складень — это один из видов медных икон, который состоит из 2–4 секций (створок). Наибольшее распространение получили триптихи, то есть складни, состоящие из 3-х створок. Для Руси слово «складень» относилось именно к меднолитной составной иконе, имеющих форму книги.
Складни, отлитые из медного сплава, были очень удобны для переноски, ведь даже обладая весьма внушительным весом, позволяли носить с собой в сложенном виде сразу несколько образов, часто это были Иисус Христос, Божья Матерь, либо избранные святые.
Актуальность использования складней именно в походных условиях была неоспорима, учитывая огромные расстояния русской земли. Складни брали с собой княжеские дружинники, купцы, пилигримы, паломники, странствующие монахи, крестьяне, батраки.
В Абатском краеведческом музее хранится фрагмент складня, на котором изображено «Успение пресвятой Богородицы». К сожалению, мастер неизвестен.
Медное литье. Поля створки без орнамента. Местами имеются следы белой эмали.
По центру сюжета изображено ложе с телом Божией Матери, Христос, принимающий ее душу, и шестикрылый Серафим, стоящий у входа в рай.
Вокруг одра Богоматери изображены скорбящие апостолы, они выразительными жестами выражают свою любовь и скорбь.
Задняя сторона створки, которая в сложенном состоянии складня выступала в качестве «обложки», украшена резным Голгофским крестом. Оборотная сторона особо орнаментирована и более нарядная.
Праздник Успения Богородицы отмечается православной Церковью с 15 (28) августа, к нему положено готовиться двухнедельным постом. Праздник называется «Успением» т. е. «засыпанием», потому что Богоматерь не умерла, а как бы уснула и через три дня была воскрешена Господом и вознесена на небо в Царствие Небесное. Праздник относится к числу двунадесятых праздников.
Складни, отлитые из медного сплава, были очень удобны для переноски, ведь даже обладая весьма внушительным весом, позволяли носить с собой в сложенном виде сразу несколько образов, часто это были Иисус Христос, Божья Матерь, либо избранные святые.
Актуальность использования складней именно в походных условиях была неоспорима, учитывая огромные расстояния русской земли. Складни брали с собой княжеские дружинники, купцы, пилигримы, паломники, странствующие монахи, крестьяне, батраки.
Походы длились неделями и месяцами, посещать храмы в ходе таких путешествий не было никакой возможности, поэтому складни позволяли помолиться прямо в дороге, утром или устраиваясь на ночлег. Не стоит и говорить о том, что в дорожных условиях именно меднолитные складни без ущерба для себя переносили все погодные неожиданности, пыль и грязь дорог, речные переправы и броды.
В Абатском краеведческом музее хранится фрагмент складня, на котором изображено «Успение пресвятой Богородицы». К сожалению, мастер неизвестен.
Медное литье. Поля створки без орнамента. Местами имеются следы белой эмали.
По центру сюжета изображено ложе с телом Божией Матери, Христос, принимающий ее душу, и шестикрылый Серафим, стоящий у входа в рай.
Вокруг одра Богоматери изображены скорбящие апостолы, они выразительными жестами выражают свою любовь и скорбь.
В центре фигура Христа. Правой рукой Христос благословляет усопшую Богородицу, на Его левой покровенной руке сидит фигурка души Богоматери.
Ниже, по сторонам Христа два поклоняющихся Ангела с жезлами в руках. На фоне палат и городской стены с двух сторон изображены поклоняющиеся святители с евангелиями в руках, а за ними небольшие группы плачущих жен.
Ниже, по сторонам Христа два поклоняющихся Ангела с жезлами в руках. На фоне палат и городской стены с двух сторон изображены поклоняющиеся святители с евангелиями в руках, а за ними небольшие группы плачущих жен.
Задняя сторона створки, которая в сложенном состоянии складня выступала в качестве «обложки», украшена резным Голгофским крестом. Оборотная сторона особо орнаментирована и более нарядная.
Праздник Успения Богородицы отмечается православной Церковью с 15 (28) августа, к нему положено готовиться двухнедельным постом. Праздник называется «Успением» т. е. «засыпанием», потому что Богоматерь не умерла, а как бы уснула и через три дня была воскрешена Господом и вознесена на небо в Царствие Небесное. Праздник относится к числу двунадесятых праздников.