Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Архангел Михаил, побеждающий дьявола

Dimensions
38,9x38,9 cm
Technique
Бумага; гравюра резцом
1
Open in app
#1
Жерар Одран
Св. Троица и Архангел Михаил, поражающий дьявола
#2
Гравюра поступила в собрание Нижегородского художественного музея в 1928 году из иконописной мастерской Серафимо-Понетаевского монастыря.

С первых дней возникновения обители в 1864 году сестры занимались живописными работами и постепенно при монастыре сложилась уникальная художественная мастерская. Значительный творческий опыт, накопленный сестрами, базировался на богатом собрании акварелей, гравюр и литографий, хранившихся в мастерской.
#3
Серафимо-понетаевский монастырь. До 1917
#4
В 1917 году монастырская собственность была расхищена, а уцелевшие листы поступили в Нижегородский музей.

В папках с графическими произведениями, вывезенными из монастыря, находились раритетные эстампы XVII–XVIII веков. Надписи на отдельных листах позволяют сделать вывод, что они принадлежали основателю первой в России провинциальной частной художественной школы Александру Васильевичу Ступину (1776-1861).
#20
Фрагмент после рестраврации. По нижнему краю слева надпись галловыми чернилами А. Ступинъ
#5
Алексеев (Сыромянский) Николай. Портрет А. В. Ступина с учениками. 1838. Холст, масло. 120×167. Государственный Русский музей
#6
После смерти Ступина большая часть учебных материалов была приобретена для иконописной мастерской руководством Серафимо-Понетаевского монастыря, оценившего их высокий художественный уровень. Среди этих листов оказалась и гравюра «Св. Троица и Архангел Михаил, поражающий дьявола»

Жерар Одран (1640, Лион — 1703, Париж) — знаменитый французский мастер резцовой гравюры, самый известный представитель династии Одранов, придворный гравер Людовика XIV. 

Оригинальное произведение — утраченная роспись одного из дворцов Ватикана, предположительно послужившая источником гравюры Одрана, — нам не известно, однако в качестве ближайшего аналога возможно упомянуть одноименный рисунок (эскиз?) выдающегося итальянского живописца и архитектора эпохи барокко Пьетро да Кортона (1596, Кортона — 1669, Рим) из собрания Института Искусств в Чикаго, датируемый 1666 годом.
#7
#8
Произведение иллюстрирует Откровение Святого Апостола Иоанна Богослова:
#9
И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
и низверг его в бездну,
Откр.20: 1-2
#10
Произведение выполнено в технике резцовой гравюры.

Для резцовой гравюры используются тщательно отполированные металлические, в основном медные, пластины толщиной 2-3 мм, на которых предварительно нанесенный рисунок вырезается специальными резцами-штихелями. 
 
В данной технике изображение создается комбинациями параллельных и перекрещивающихся линий и точек.
#11
Фрагмент после реставрации
#12

Состояние сохранности

#23
При поступлении на реставрацию произведение было сдублировано на холст.
#22
До реставрации
#13
Эстамп был сильно деформирован, особенно значительно — в правом верхнем углу листа. Наблюдалась общая измятость, более сильная по краям и углам листа, многочисленные сгибы и изломы, местами с легкими срывами фактуры. Были зафиксированы значительные механические повреждения: многочисленные разрывы, прорывы и утраты основы, точечные проколы, многочисленные срывы фактуры в местах изломов, сгибов, разрывов, и легкие потертости всей поверхности листа.
#21
Фрагмент до реставрации
#14
Также было отмечено сильное неравномерное пожелтение бумажной основы, сильное загрязнение всей поверхности листа, местами со следами въевшейся в структуру бумаги грязи, и общая сильная запыленность гравюры. Лист был сильно загрязнен: присутствовали жировые пятна в верхней части гравюры (приблизительно 60% поверхности), многочисленные пятна краски розового, охристого, коричневого, синего и зеленого цвета, многочисленные следы налипшей грязи по всей поверхности листа, следы налипшей бумаги и множественные экскременты насекомых.
#24
Фрагмент до реставрации
#15

Реставрация

#16
Прежде всего реставраторы очистили лист от поверхностных загрязнений и закрепили надписи, сделанные железо-галловыми чернилами.
#18
С годами в бумажной основе накапливаются продукты окисления, что способствует изменению визуальных и физических характеристик произведения: изменяется цвет от желтого до бурого, теряется эластичность, бумага становится хрупкой и ломкой. Естественный цвет и эластичность бумажной основы восстанавливаются в результате промывки произведения от продуктов окисления и распада в дистиллированной воде.
#25
 После промывки листа от желтизны и загрязнений произведение было отделено от холста.
#31
В процессе реставрации
#19
Проведена общая химическая обработка и обработка различных пятен. Лист промыт от реагентов и продуктов распада под контролем качественных реакций. 
#30
В процессе реставрации
#28
Утраты основы восполнены бумажной массой, близкой по цвету и качеству авторской бумаге. Подклеены разрывы, укреплены изломы, восполнены утраты. Произведение дублировано на реставрационную бумагу, отпрессовано и выдержано в прессе между сукнами. Места восполненных утрат основы, участки совмещенных разрывов и изломов тонированы.
#29
После реставрации
read morehide

Архангел Михаил, побеждающий дьявола

Dimensions
38,9x38,9 cm
Technique
Бумага; гравюра резцом
1
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%