Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Александр и семья Дария

Dimensions
55,6x48,4 cm
Technique
Бумага; гравюра резцом
1
Open in app
#1
Пьер Пико
Александр и семья Дария
#2
Гравюра поступила в собрание Нижегородского художественного музея в 1928 году из иконописной мастерской Серафимо-Понетаевского монастыря.

С первых дней возникновения обители в 1864 году сестры занимались живописными работами и постепенно при монастыре сложилась уникальная художественная мастерская. Значительный творческий опыт, накопленный сестрами, базировался на богатом собрании акварелей, гравюр и литографий, хранившихся в мастерской.
#3
Серафимо-понетаевский монастырь. До 1917
#4
В 1917 году монастырская собственность была расхищена, а уцелевшие листы поступили в Нижегородский музей.

В папках с графическими произведениями, вывезенными из монастыря, находились раритетные эстампы XVII–XVIII веков. Надписи на отдельных листах позволяют сделать вывод, что они принадлежали основателю первой в России провинциальной частной художественной школы Александру Васильевичу Ступину (1776-1861).
#5
Алексеев (Сыромянский) Николай. Портрет А. В. Ступина с учениками. 1838. Холст, масло. 120×167. Государственный Русский музей
#6
После смерти Ступина большая часть учебных материалов была приобретена для иконописной мастерской руководством Серафимо-Понетаевского монастыря, оценившего их высокий художественный уровень. Среди этих листов оказалась и гравюра «Александр перед семьей Дария».

Произведение гравировано с картины «Шатер Дария» (1660-1661), созданной придворным живописцем и главой французской художественной школы эпохи Людовика XIV Шарлем Лебреном по заказу короля. 
#7
Шарль Лебрен (1619-1690). Шатер Дария. Версаль, музей дворца
#8
Ставшее первым из серии монументальных полотен, посвященных победам Александра Македонского, произведение иллюстрирует эпизод из истории великого полководца, проявившего милосердие к родным поверженного Дария после победы греков над персидской армией на равнине Исса.

Картина, за которую художник получил дворянство и титул «Первого королевского живописца», пользовалась чрезвычайной популярностью: известно множество гравированных с нее эстампов. 

Лист из собрания Нижегородского государственного художественного музея был гравирована Пьером Пико (1680 — 1711). Мастер репродукционной гравюры, Пико гравировал преимущественно с произведений Шарля Лебрена на религиозную и историческую тематику.

Произведение выполнено в технике резцовой гравюры.
#19
#9
Для резцовой гравюры используются тщательно отполированные металлические, в основном медные, пластины толщиной 2-3 мм, на которых предварительно нанесенный рисунок вырезается специальными резцами-штихелями. 
 
В данной технике изображение создается комбинациями параллельных и перекрещивающихся линий и точек.
#10

Состояние сохранности

#11
Гравюра была ранее реставрирована — фигурный вертикальный разрыв в правом верхнем углу заклеен бумагой с оборотной стороны произведения.
#23
До реставрации
#13
При поступлении на реставрацию наблюдались общая сильная деформация основы и измятость листа, а также многочисленные сгибы и изломы по всей поверхности гравюры, более значительные по краям произведения. Были зафиксированы множественные разрывы, многочисленные утраты основы, срывы фактуры в местах изломов, сгибов, разрывов, а также потертости по всей поверхности листа.
#20
Фрагмент до реставрации
#14
По краям листа были отчетливо видны следы пребывания жучков в виде множественных мелких отверстий.
#15
Было отмечено общее сильное пожелтение всего листа, значительное загрязнение, более сильное по краям, местами со следами въевшейся в структуру бумаги грязи, и общая сильная запыленность всей поверхности гравюры. Также были зафиксированы многочисленные пятна различного происхождения, следы налипшей грязи и экскременты насекомых. На обороте имелись частично сорванные бумажные наклейки и многочисленные пятна клея.
#21
Фрагмент до и после реставрации
#16

Реставрация

#17
Прежде всего реставраторы очистили лист от поверхностных загрязнений. 
 
С годами в бумажной основе накапливаются продукты окисления, что способствует изменению визуальных и физических характеристик произведения: изменяется цвет от желтого до бурого, теряется эластичность, бумага становится хрупкой и ломкой. Естественный цвет и эластичность бумажной основы восстанавливаются в результате промывки произведения от продуктов окисления и распада в дистиллированной воде. 

После промывки листа от желтизны и загрязнений была проведена общая химическая обработка и обработка отдельных пятен. Затем произведение было промыто от реагентов и продуктов распада. 

Подклеены разрывы, укреплены изломы. Утраты основы восполнены методом «долива» на вакуумном столе бумажной массой, близкой по цвету и качеству авторской. На вакуумном столе методом «долива» наращены поля.
#18
Края произведения по периметру укреплены реставрационной бумагой. Лист дублирован, отпрессован и выдержан в прессе между сукнами. Места разрывов, изломов и восполненных утрат основы тонированы.
#24
После реставрации
read morehide

Александр и семья Дария

Dimensions
55,6x48,4 cm
Technique
Бумага; гравюра резцом
1
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%