Свадебные обряды мордвы — как у эрзян, так и у мокшан — были довольно сложными. Всем участникам свадьбы приходилось долго готовиться к этому событию. Например, невеста в течение нескольких вечеров причитала: прощалась с родным домом, укоряла родителей, «продающих» ее «в рабство».
Заключение браков традиционно считалось делом родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращали на достаток ее семьи, трудолюбие и здоровье самой девушки. Невеста могла быть старше жениха.
Мордовская традиционная свадьба проходила в несколько этапов и в строгой последовательности. Начинался цикл со сватовства, которое называли «ладяма». Во время него договаривались о расходах на праздник, о количестве приданого. В качестве приданого родители обычно собирали для дочери одежду, а также по молодой матке от каждой породы скота.
Сама невеста должна была подготовить для будущей семьи множество подарков. Чтобы сыграть среднюю мордовскую свадьбу, требовалось подготовить от 10 до 20 вышитых женских рубах, столько же мужских, а также большое количество головных уборов, полотенец, платков и холста. Поэтому девушка начинала готовиться к свадьбе за несколько лет до предполагаемого сватовства.
Перед свадьбой обязательно совершали обряд под названием «девичья баня». Невеста расплетала косу, смывала с себя «вольную жизнь» и выходила из бани уже с двумя косами. Таким образом, замужнюю мордовку можно было узнать по прическе.
Накануне свадьбы женщины укладывали приданое в свадебный короб «эрямо парь», что было одним из ключевых моментов свадебного цикла. Парь должен был обеспечить невесте счастливую семейную жизнь. Вначале его очищали от «нечистой силы» — обводили зажженной свечой и иконой, сыпали внутрь щепотку соли. Затем на дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато». В некоторых селах в парь клали чашку и ложку.
Затем в короб начинали укладывать рубашки, перечисляя назначение каждой: «на жнитво», «на праздник», «коноплю дергать» и так далее. Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, ее родственники запирали ворота и требовали выкуп, высмеивая или величая приехавших. Девушку на руках выносили из дома и усаживали в телегу. Из дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь, а оттуда в дом родителей жениха. В ноги молодой ставили сковороду с углем, голову посыпали хмелем. При этом говорили:
Заключение браков традиционно считалось делом родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращали на достаток ее семьи, трудолюбие и здоровье самой девушки. Невеста могла быть старше жениха.
Мордовская традиционная свадьба проходила в несколько этапов и в строгой последовательности. Начинался цикл со сватовства, которое называли «ладяма». Во время него договаривались о расходах на праздник, о количестве приданого. В качестве приданого родители обычно собирали для дочери одежду, а также по молодой матке от каждой породы скота.
Сама невеста должна была подготовить для будущей семьи множество подарков. Чтобы сыграть среднюю мордовскую свадьбу, требовалось подготовить от 10 до 20 вышитых женских рубах, столько же мужских, а также большое количество головных уборов, полотенец, платков и холста. Поэтому девушка начинала готовиться к свадьбе за несколько лет до предполагаемого сватовства.
Перед свадьбой обязательно совершали обряд под названием «девичья баня». Невеста расплетала косу, смывала с себя «вольную жизнь» и выходила из бани уже с двумя косами. Таким образом, замужнюю мордовку можно было узнать по прическе.
Накануне свадьбы женщины укладывали приданое в свадебный короб «эрямо парь», что было одним из ключевых моментов свадебного цикла. Парь должен был обеспечить невесте счастливую семейную жизнь. Вначале его очищали от «нечистой силы» — обводили зажженной свечой и иконой, сыпали внутрь щепотку соли. Затем на дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато». В некоторых селах в парь клали чашку и ложку.
Затем в короб начинали укладывать рубашки, перечисляя назначение каждой: «на жнитво», «на праздник», «коноплю дергать» и так далее. Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, ее родственники запирали ворота и требовали выкуп, высмеивая или величая приехавших. Девушку на руках выносили из дома и усаживали в телегу. Из дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь, а оттуда в дом родителей жениха. В ноги молодой ставили сковороду с углем, голову посыпали хмелем. При этом говорили: