Замок Мелентьева — это достаточно редкая разновидность замков. Назван так по имени его изобретателя инженера-путейца железных дорог Мелентьева Владимира Семеновича. Применяется для запирания ручных стрелочных переводов на железнодорожных станциях с ручной системой управления, чтобы исключить случайное или несанкционированное переключение, обеспечить безопасное движение поездов по железнодорожным путям.
Предназначен для работы при температуре окружающего воздуха от минус 60 градусов до плюс 55 градусов по Цельсию и относительной влажности воздуха до 97% при температуре окружающей среды не выше плюс 25 градусов.
Это сувальдный замок, с достаточно крупными и тяжелыми металлическими частями. Он применяется всегда в уличных условиях, в любую погоду. Поэтому точность обработки деталей не так высока, важнее безотказность работы.
Вес замка около 4 кг.
Это сувальдный замок, с достаточно крупными и тяжелыми металлическими частями. Он применяется всегда в уличных условиях, в любую погоду. Поэтому точность обработки деталей не так высока, важнее безотказность работы.
Вес замка около 4 кг.
Стрелочный замок состоит из основания, замыкающего ригеля с квадратным штифтом, четырех цугальт, передвигающихся в направляющих стойках, и крышки замка. Кожух массивной прямоугольной формы. Состоит из двух половин, которые соединены между собой четырьмя болтами. На нижней половине есть пара «ушей» с обеих сторон — это полуовальное крепление со сквозным отверстием в центре. На верхней половине замка есть овальное отверстие для ключа и надпись: «ИЭТЗ. 1968». Клеймо ИЭТЗ расшифровывается как Иркутский ЭлектроТехнический Завод.
Внутри замка имеется сквозное отверстие. Ключ вставляется в замок и закрывает железнодорожные стрелки. Запирание стрелки происходит при обратном повороте ключа против часовой стрелки на 145°, причём ключ вынуть из замка будет возможно, но стрелка окажется замкнутой. Ключевое отверстие сверху закрывают специальной накладкой, чтобы уменьшить попадание пыли, грязи и осадков.
Чтобы ключом одной стрелки нельзя было отпереть другую, стрелочные замки выпускаются разных серий в пределах одной станции, а на крупных станциях в пределах одного стрелочного района и смежных с ним стрелочных постов других районов запрещается применять контрольные замки одной серии.
Внутри замка имеется сквозное отверстие. Ключ вставляется в замок и закрывает железнодорожные стрелки. Запирание стрелки происходит при обратном повороте ключа против часовой стрелки на 145°, причём ключ вынуть из замка будет возможно, но стрелка окажется замкнутой. Ключевое отверстие сверху закрывают специальной накладкой, чтобы уменьшить попадание пыли, грязи и осадков.
Чтобы ключом одной стрелки нельзя было отпереть другую, стрелочные замки выпускаются разных серий в пределах одной станции, а на крупных станциях в пределах одного стрелочного района и смежных с ним стрелочных постов других районов запрещается применять контрольные замки одной серии.
Замки Мелентьева применяются с 20-х годов XX века и на некоторых малодеятельных станциях надежно работают и в настоящее время.