Шкатулка «За землю русскую» является образцом федоскинской лаковой миниатюры. На её крышке изображён сюжет проводов воинства Александра Невского на битву за Русь, случившуюся XIII веке. Художественная сценка отличается высокой детализацией и качеством проработки образов. Художник С.И. Козлов мастерски вписал в миниатюрное пространство многофигурную композицию, передав торжественность сюжета. Его работа отличается от других лёгкой, утончённой, воздушной и несколько графичной техникой исполнения.
#1
Козлов С.И.
Шкатулка «За землю русскую»
#2
#3
Федоскинская лаковая миниатюра зародилась в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. В 1795 году владелец небольшой подмосковной фабрики лакерных изделий, купец Пётр Коробов, наладил производство модных лаковых табакерок. За основу взял технологию немецких мастеров фабрики Штобвассера. Затем производством занялся его зять Пётр Лукутин. Увлечение коллекционированием фарфора повлияло на сложение стиля федоскинской миниатюры лукутинского периода. При нем и его сыне Александре фабрика достигла расцвета, её изделия, известные как «Лукутинские миниатюры», получили широкое признание. И с 1828 года П.В. Лукутин получил право наносить клеймо в виде двуглавого герба и имя владельца фабрики, но только после того, как салонный стиль росписи поменялся на народные сюжеты. Славу промыслу принесли «тройки», «чаепития», «сенокосы», «русские пляски» и другие сцены из жизни крестьян, простого городского люда. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями.
#4
К началу XX века фабрика пришла в упадок и в 1904 году вовсе закрылась. Спустя шесть лет образовалась Федоскинская трудовая артель и промысел начал возрождаться. В работах мастеров появились новые сюжеты на тему революции и достижений советской власти. Но самой популярной стала сказочная тематика.
#5
Характерным для федоскинских изделий был особый процесс варения и нанесения лака, материал в течение 7-8 лет проходил солнечный «отзор». Именно мастера из Федоскино впервые начали наносить на изделия узоры в виде имитации слоновой кости, бересты, орнаменты инкрустировались металлом и перламутром. На первые шкатулки наклеивались картинки. С 1916 года изделия стали расписывать вручную, в три-четыре слоя масляной краской. Именно роспись масляными красками отличает федоскинскую миниатюру от других.
#6
Опыт и практика Федоскино вдохновила на создание нового искусства Палех, Мстёру и Холуй, объединивших в своих произведениях многовековой опыт древнерусской живописи и опыт русских лаков.
read morehide
За землю русскую
Dimensions
41x59 cm
Technique
папье-маше, лак, масло
Exhibition
2
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share