Хóлуйская миниатюра, рожденная в Ивановской области, будучи самой молодой среди аналогичных промыслов Палеха, Мстёры и Федоскина, является разновидностью традиционной русской лаковой миниатюры. Первое документальное упоминание села датируется XVI веком. Грамота свидетельствует о принадлежности данных земель Троице-Сергиеву монастырю, куда холуяне поставляли добываемую здесь соль. Это было в 1546 году. Но уже через полвека, в 1613 году, село было пожаловано Дмитрию Пожарскому за защиту Москвы от поляков, и характеризовалось оно как «иконописное место». Холуй в конце XVII века становится носителем традиции иконописи Троице-Сергиевой лавры.
После революции 1917 года религия попала под запрет. В результате несколько мастеров объединились и образовали артель. Так зародилась холуйская живопись, сохранившая многолетние традиции живописи на папье-маше.