Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Выселение

Dimensions
60x80 cm
Technique
холст, масло
1
Open in app
#1

Об авторе

#2
Народный художник Республики Ингушетия Башир Халитович Даурбеков родился 27 мая 1954 года в селении Федоровка Кустанайской области Казахской ССР. В 1988 году окончил Краснодарское художественное училище. Является членом Союза художников России и Союза художников Республики Ингушетии. В настоящее время мастер преподает в детской художественной школе города Назрань, воспитав несколько поколений талантливой молодежи, многие из которых выбрали профессию художника.
 
Башир Халитович Даурбеков является талантливым мастером многофигурных композиций, чему свидетельствуют принадлежащие его кисти полотна со сложными многоплановыми построениями, имеющие различные тематические направления. Одна из таких картин «Выселение» представлена в экспозиции «Так это было».
#3

О картине

#4
Любую картину в каком-то смысле можно рассматривать как замкнутый мир, имеющий собственную внутреннюю жизнь. Не является исключением и картина Б.Х. Даурбекова «Выселение», которая перемещает зрителя в вагон-теплушку или как его еще называют вагон НТВ (Нормальный Товарный Вагон). В таких «товарняках» осуществлялась депортация целых народов. 

Во время выселения ингушей и чеченцев вагоны заполнялись до отказа. В каждом вагоне отправляли в среднем по 42 человека. Об этом, в частности, свидетельствует докладная записка начальника конвойных войск НКВД СССР В.М. Бочкова от 21 марта 1944 года: «Докладываю, что к погрузке переселяемых чеченцев и ингушей было приступлено в 5:00 23.02.44 г. Всего принято для конвоирования и отправлено 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом, с общим количеством переселяемых 493 269 человек. В среднем по 2740 человек на эшелон».
#6
По дороге, в условиях крайней недостаточности продуктов питания, питьевой воды, отсутствия санитарных условий люди болели и умирали от голода и массовых инфекционных болезней.

Депортации подверглись все ингуши и чеченцы от мала до велика. Не щадили даже больных. Прямо на холодном полу теплушки, слева на переднем плане полотна, автор изобразил мужчину, который лежит, пораженный болезнью, и двоих мужчин возле него, поддерживающего больного молитвами для облегчения его страданий.

На картине удивительно точно передана тяжелая, угнетающая и давящая атмосфера, царившая в вагоне.

Драматизм произведения подчёркивается изображением детей и старушек, вынужденных ехать в таких нечеловеческих условиях. Несмотря на то, что лица у них разные, они все одинаково опечалены и выражают глубокое страдание и безысходность.

Невозмутимыми на картине остаются лишь лица мужчин и стариков, которые хранят видимое спокойствие и молчание, скрывая в душе огромную боль от беспомощности и невозможности предотвратить весь окружающий ужас страшной реальности.

Огромное значение в смысловом содержании картины имеет интерьерное пространство. Автор с точностью показывает изнутри вагон, в котором осуществлялась депортация народов в Сибирь и Среднюю Азию. Предназначались такие вагоны для дешевых массовых перевозок и основными его потребителями, конечно же были войска. В случае необходимости, в вагоне устанавливались стойла или двух- или трехъярусные нары, а по центру устанавливалась печка-буржуйка, которая требовала постоянного подбрасывания топлива, но даже при незначительном отдалении от неё тепла уже не давала.

Трансформация таких вагонов была обратимой, в любой момент дополнительное оборудование могло быть без особых усилий демонтировано и вагон превращался обратно в товарный.

Башир Даурбеков использует в картине довольно насыщенную цветовую гамму, что дает впечатление естественности и ощущения, что перед зрителем открывается дверь и он застает все заключенное в картине действие как бы врасплох. Такая неожиданность особенно волнует, поражает, берет в плен своей общей художественной правдивостью, и только потом зритель начинает всматриваться в детали, находить в них подтверждение общей идее и любоваться мастерством исполнения.
#5
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Выселение

Dimensions
60x80 cm
Technique
холст, масло
1
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%