Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Девочка, надевающая платье

Dimensions
67,8x46,3 cm
Technique
картон, масло
1
Open in app
#1

Александр Самохвалов (1894–1971) родился в городе Бежецке Тверской губернии. Окончив реальное училище живописи, поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств (1914–1918 гг.) и после революции окончил учебу в Петроградских свободных художественных мастерских (1919–1923 гг.).


Художник вспоминал в своих мемуарах, что одним из основных событий, определивших формирование его стиля, стала работа по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге, где Самохвалов открыл для себя древнерусскую фресковую живопись. Ещё одно сильнейшее влияние, которое нельзя не заметить в работах Самохвалова — это учёба у Петрова-Водкина.


Самохвалов состоял в разных художественных обществах. Его интересовал облик нового и готового к обновлению человека — современников автора, рабочих и спортсменов, мужчин и женщин. Кроме того, зарождающееся искусство соцреализма требовало новых образов героев. Искусство Самохвалова рождало картины, в которых реальные люди мифологически и символически преображались.

#7
Самохвалов А.Н. Портрет дочери Марии. 1940 г. (из коллекции Новокузнецкого художественного музея)
#6

Новокузнецкий художественный музей после смерти Александра Николаевича сотрудничал с его дочерью Марией Александровной Самохваловой и его вдовой — художницей Марией Алексеевной Клещар-Самохваловой, очень внимательно относившейся к тому, в чьи руки попадёт творческое наследие её супруга. Среди закупленных музеем работ — жанровый мотив «Девочка, надевающая платье».

#4

Сюжет прост: ребёнок в короткой рубашке и шортах надевает яркое красное платье, рядом с девочкой стоит банка с двумя зелёными побегами. Решение отсылает и к женским типажам Петрова-Водкина, и к русской иконе. Лицо девочки написано «темновидно», более светлый фон вокруг мерцает золотистой охрой и серебристым светом. Белое одеяние отроковицы ослепляюще сияет, а набрасываемая через голову ткань, в которой невозможно сразу узнать платье, становится символом обновления, яркой силой, вливающейся в чистоту созданного образа.


Интересно, что большая часть работ Самохвалова, попавшая в коллекцию, была закуплена у одной из дочерей художника, Марии Александровны, но именно этот сюжет попал в музей из рук вдовы художника. Прототипом созданного образа послужила как раз дочь Самохвалова — Мария. Так зритель может увидеть не только обобщённый портрет-символ, показывающий нового и вневременного человека, обращённого в будущее, но и познакомиться с той, благодаря кому в коллекции музея появились, например, работы, изображающие металлургический завод города.

#5
Самохвалов А.Н. Чугун идет. Металл идет. 1947 г.(из коллекции Новокузнецкого художественного музея)
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Девочка, надевающая платье

Dimensions
67,8x46,3 cm
Technique
картон, масло
1
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%